Новости

14 ч
16 ч

Реклама

Обстановку с места чрезвычайных ситуаций доложит дрон
 

Наука и образование | Понедельник | 22.10.2018 | 23:10
Основные требования железнодорожников к беспилотникам: сопровождение поездов, разведка местности и передача визуальной информации
Обстановку с места чрезвычайных ситуаций доложит дрон
фото: Depositphotos/legion-media
Как стало известно «Гудку», в ноябре в Томской области пройдут первые испытания дронов, которые будут помогать работе восстановительных поездов. 

По их итогам будет рассмотрена возможность оснащения восстановительных поездов специальной авиационной техникой. Такое решение было принято в начале октября на встрече представителей ОАО «РЖД», экспертов отраслевого научно-исследовательского института АО «НИИАС» и Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем («Аэронет»). Специалисты совместно подберут те типы летательных аппаратов, которые наиболее соответствуют потребностям компании. 

Сейчас на сети действуют 222 восстановительных поезда, которые при чрезвычайной ситуации нередко вынуждены работать в отдалённых регионах и в сложных климатических условиях. При этом ремонтникам заранее нужны оперативные данные о происшествии, чтобы подготовить состав к работе. «Беспилотники для аварийных работ необходимы ОАО «РЖД», – пояснил на встрече начальник отдела предупреждения и ликвидации ЧС Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» Алексей Кочубеев. – Тем более что они в том или ином виде применяются и сейчас, но не железнодорожниками, а службами МЧС. Но у спасателей свои задачи, отличные от потребностей РЖД».

Основные требования железнодорожников к беспилотникам: сопровождение поездов, разведка местности и передача визуальной информации в условиях экстремальных температур, высокой скорости ветра, ограниченности связи, удалённости от населённых пунктов. Эксперты считают, что оптимально получать онлайн-информацию с места происшествия в течение одного-двух часов, а это уже задаёт требования к высокой скорости и дальности полёта. Также важна манёвренность, помехоустойчивость и простота технического обслуживания. 

Картинка с места события позволит ещё до выхода восстановительного поезда продумать стратегию и тактику операции, подготовить необходимую технику. Это очень важно, потому что непосредственно на месте аварии переставлять вагоны невозможно. Ещё сложнее, когда происшествие сопровождается разливом опасных жидкостей, которые лучше контролировать с воздуха. Возможности беспилотников пригодятся и ночью, когда можно будет подсветить сверху место аварии.
 
Таким образом, восстановительный поезд, оснащённый беспилотниками, сможет контролировать закреплённый за ним участок сети, который обычно составляет 150–200 км, и свое­временно реагировать на аварийные ситуации.

«Институт давно развивает гео­информационные и спутниковые технологии, и в системе «земля – космос» вполне логичным выглядит включение элемента «воздух» с его авиационными системами», – считает генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг. 

Дроны действительно хорошо показывают себя в разных областях и в самых суровых климатических условиях. В 2017 году такой аппарат российского производства (причём не специальный, а серийный) облетел высочайший пик планеты – Джомолунгму, поставив мировой рекорд высоты в 9333 м. Сегодня различные компании выпускают аппараты разных типов. Это самолёты, квадрокоптеры и их гибрид – конвертопланы. В конструкции используются как электрические, так и бензиновые двигатели, для специальных целей могут быть применены скоростные беспилотники на реактивной тяге. Стоимость разных аппаратов варьируется от нескольких сотен тысяч рублей до полутора миллионов. Поэтому для РЖД важно правильно подобрать необходимые беспилотники как по типам, так и по цене, чтобы сформировать инвестиционное решение.

Генеральный директор Ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев отметил, что на данный момент технических препятствий для решений обсуждаемых задач нет, но есть законодательные и нормативные ограничения. «Сегодня в стране действует сложная процедура разрешения полётов. Крупные компании должны за пять суток предоставить план полётов и получить разрешение. Для оперативных подразделений МЧС этот срок, если только речь идёт о чрезвычайных ситуациях, сокращён до суток, – пояснил Глеб Бабинцев. – Ассоциация сейчас занимается лоббированием внесения изменений в Воздушный кодекс, предлагает включить в него систему регулирования для современных беспилотных систем».
Сергей Плетнёв

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ