Новости

2 д

Куйбышевская магистраль готовится стать пилотной площадкой для инновационных проектов
 

Наука и образование | Пятница | 10.08.2018 | 09:48
Планируется создать на КбшЖД инжиниринговый центр, или технопарк для разработки проектов в сфере высоких технологий
Куйбышевская магистраль готовится стать пилотной площадкой для инновационных проектов
фото: Андрей Введенский
На Куйбышевской железной дороге планируется создать свой инжиниринговый центр, или технопарк для разработки проектов в сфере высоких технологий, актуальных для железнодорожного транспорта.

На сегодняшний день уже подготовлены проект концепции, техническое задание и технико-экономическое обоснование проекта. Следующий этап – разработка дорожной карты для его реализации. Проект отвечает основной потребности магистрали в генерации новых идей на системной основе, а также поддерживает главный для РЖД тренд – на продуктивное взаимодействие с внешней инновационной средой, где сосредоточены лучшие практики как в образовательной сфере, так и в части создания элементов искусственного интеллекта.

Куйбышевская магистраль может выступить в качестве пилотной площадки для создания и тестирования инновационных проектов. В этом году на сети РЖД предполагается создание двух таких площадок, одна из которых появится на Октябрьской магистрали, место дислокации второй – вопрос потенциала дорог. По словам начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александра Зажигалкина, стоит задача – сформировать  на железных дорогах из таких инновационных площадок полноценную сеть.

Компания заинтересована в привлечении всех видов инновационных ресурсов. Для этого на сайте компании в новом формате заработало так называемое «окно инноваций», куда можно внести любые предложения. Уже сформирована база данных экспертов, образован совет и первые экспертизы уже проходят. К 2020 году планируется сформировать структурированную сеть из экспертов, которые будут оценивать предложения из самых разнообразных сфер.

На этом фоне даже планируется заново взглянуть на проекты конкурса «Новое звено», чтобы попытаться реализовать их через акселерационную программу. Тоже касается бережливого производства и рационализаторской деятельности. И всё же основной вектор – взаимодействие с внешним миром. 

В этой части потенциал Куйбышевской железной дороги огромен: на территории её обслуживания регионы, где интенсивно разрабатываются новые технологии, развиты космический, автомобильный и нефтехимические кластеры. Куйбышевская также не стоит на месте. Здесь не ждут, когда кто-то придёт и что-то предложит, а активно накапливают инновационные идеи и взаимодействуют с лучшими умами, реализуя несколько перспективных проектов.

Один из них – «Термоэлектрика», который предполагает использование на станции Сызрань специального термосенсора. В работе проект «Стрелец», основанный на контроле местоположения человека и ориентированный на повышение эффективности системы охраны труда. Также на дороге актуализировано внедрение телемедицины при проведении обязательных медицинских осмотров. Несмотря на собственный солидный кейс идей и наработок, сотрудничество с научно-производственными центрами, а также наличие естественного интегратора – Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), перечень запросов на инновации у дороги достаточно большой. Главный инженер Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев уверен – настало время активнее задействовать и шире использовать возможности научно-технического потенциала.

В Самарской области инновационному развитию и созданию соответствующей инфраструктуры уделяется самое пристальное внимание, поэтому к идее появления железнодорожной инновационной площадки в региональном Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли отнеслись с энтузиазмом. Как отметил руководитель Департамента инвестиционной‚ инновационной политики и внешнеэкономических связей Алексей Ильметов, это усилит позиции региона в части создания инновационной продукции, а также позволит интегрировать в технологические цепочки малый бизнес.

Стартапы воспринимают это как чёткий сигнал к действию. Главное – адаптировать свои идеи и наработки к потребностям РЖД. Тем более, что один и тот же продукт может иметь несколько областей применения, дело – в творческом анализе и подходах. Сейчас небольшие компании развивают различные направления – от платформенных решений для развёртывания прогнозных моделей, обслуживания аналитического оборудования на крупных предприятиях, создания новых приборов для обеспечения виброизоляции до новых форматов обучения с применением «облачных» технологий и даже дополненной реальности.

Как отмечает руководитель стартап-проекта «YellowRockets» Сергей Богданов, необходимо создавать коммуникационную среду, проводить мероприятия и развивать рынок частных инвестиций. Пока же по факту – готовых к инвестициям проектов мало.

«Но мы не идём срывать яблоки, мы выращиваем яблони. В случае с РЖД – готовы создавать то, что нужно компании, и даже инвестировать в проекты, интересные компании», – отметил он.

Первые шаги уже сделаны. Работающий по всей стране стартап-проект, занимающийся коворкингом и созданием акселераторов – одного из самых перспективных инструментов для развития инновационных систем рядом с корпорациями, подписал соглашение с СамГУПС. Теперь проекты университета по железнодорожной тематике будут рассматриваться в приоритетном порядке.

Никита Демидов

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ