Новости

10 ч
11 ч
11 ч
11 ч

Реклама

Валентин Гапанович: «ОАО «РЖД» завершило ряд комплексных научных проектов создания современных систем»
 

Наука и образование | Пятница | 29.06.2018 | 15:10
«Российские железные дороги» располагают рядом готовых технологических решений по цифровизации железнодорожного транспорта в области организации связи, путевого оборудования, систем контроля состояния пути, обладают рядом уникальных цифровых продуктов по управлению энергетикой, движением и грузопотоками. Однако влияние этих решений на общую ситуацию с прохождением грузов по сети имеет лишь ограниченный эффект. Что нужно сделать для скорейшего внедрения инновационных технологий, рассказал «Гудку» старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.
Валентин Гапанович: «ОАО «РЖД» завершило ряд комплексных научных проектов создания современных систем»
фото: Александр Саверкин/ИД Гудок
– Какие шаги должны быть предприняты для масштабирования инновационных цифровых технологий, разработанных в последнее время? 
– ОАО «РЖД» завершило ряд комплексных научных проектов создания современных систем управления, обеспечения безопасности и диагностики объектов инфраструктуры и подвижного состава. Перед разработчиками стояли важные задачи по повышению производительности труда и безопасности движения, решению задач импортозамещения и перспективам применения этих технологий не только в России, но и за рубежом. 
Результаты этих разработок показали свою эффективность при организации движения поездов на нескольких важных участках, включая МЦК. Новые системы диагностики пути обеспечивают повышение производительности труда за счёт перехода к технологии диагностики непосредственно с подвижного состава. Создан принципиально новый комплекс диагностики подвижного состава на ходу поезда, объединяющий функции комплекса систем и позволяющий значительно увеличить гарантийное расстояние пробега вагонов. Новейшие технологии в горочном комплексе позволяют в автоматическом режиме распускать вагоны с опасными грузами. 

– В области применения безлюдных технологий при управлении транспортом одним из наиболее важных является вопрос юридической ответственности. Какие шаги в этой области должен предпринять законодатель? 
– Этот вопрос зависит не только от законодателя, но и от правильного понимания процессов управления с использованием безлюдных технологий. Для выработки правильных решений нами принимаются меры по детальному описанию технологического процесса при замене персонала на системы автоматики на конкретных рабочих местах. Каждая технологическая операция оценивается с точки зрения рисков. Нами разработана уникальная методология риск-менеджмента УРРАН (управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта. – Ред.), которая одобрена зарубежными партнёрами. Получив такую базу и соответствующее описание технологических элементов, возможно приступить и к замене действующих нормативных документов. Целесообразно учитывать и зарубежный опыт, изучать их нормативные документы, а также использовать опыт других отраслей, например по разработке нормативной документации для беспилотных автомобилей в рамках объединения «Автонет». 
Необходимо в максимальной степени использовать стандарты в этой области, например чёткую детализацию функций, осуществляемых машинистом при переходе к беспилотному управлению по стандарту МЭК 62297. Нами принято решение взаимодействовать с ведущими научными организациями, например НАМИ, МСЖД, в том числе для русификации указанного стандарта. 

– Много говорится о сокращении срока от изобретения до внедрения за счёт применения технологий моделирования и внедрения цифровой документации. Какие шаги в этой области должны быть предприняты со стороны РЖД, производителей техники и научного сообщества? 
– Наличие инновационных решений требует принципиально нового подхода. Сама структура принятия решения о выборе технических средств при проектировании и, соответственно, создании доказательной базы для получения финансирования тормозит внедрение инновационных продуктов. Необходимо изменить подход к техническому обоснованию проектов, введя соответствующий процент обязательности применения инновационных решений со сроком завершения работ не позднее 2–3 лет. Следует учитывать, что инновационные решения защищаются патентами в ОАО «РЖД» и должны иметь приоритет в процессе выбора проектных решений. При поддержке в проведении международной сертификации перечисленных выше технологий они могут составить серьёзную конкуренцию на внешнем рынке. 
Необходимо усилить принципы обоснования технических и технологических решений на этапе защиты инвестиционных проектов с обязательным учётом их новизны и возможности введения в оборот как объектов интеллектуальной собственности. Это не отменяет принцип технико-экономической эффективности, но сами подходы к её обоснованию должны быть пересмотрены. Одним из инструментов может являться открытая дискуссия на Научно-техническом совете ОАО «РЖД» или проведение таких же заседаний на уровне комитетов НП ОПЖТ. Выработанные решения должны носить не только рекомендательный, но и обязывающий характер, если на заседаниях присутствовали специалисты ОАО «РЖД», которые отвечают за обсуждаемый круг вопросов. 
В части регуляторных функций органов власти сделаны определённые шаги. При Росстандарте образован национальный Технический комитет ТК-194 «Киберфизические системы». Это позволит приступить к разработке национальных стандартов в области внедрения робототехники. 
Для обеспечения Национальной технологической инициативы разработан план мероприятий (дорожная карта), утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации № 482р от 23 марта 2018 года. Целью реализации плана являются устранение административных барьеров, ограничивающих применение и распространение передовых производственных технологий в России, в т.ч. при применении цифровых моделей и проведении виртуальных испытаний при подтверждении соответствия продукции, использование цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации. 
По итогам Совета главных конструкторов НП «Объединение производителей железнодорожной техники», состоявшегося 30 мая 2018 года на площадке Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», подготовлены и направлены на имя министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова предложения в части практической реализации плана, в том числе в области железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения. 
Лев Кадик

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Cегодня в СМИ