Новости

3 ч
3 ч
3 ч
6 ч

Реклама

О чём говорят мужчинам: границу с Украиной перейдут не все
 

Пассажирские перевозки | Четверг | 06.12.2018 | 23:43
Репортаж «Гудка» о путешествии пассажиров мужского пола в Киев
О чём говорят мужчинам: границу с Украиной перейдут не все
фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС
Власти Украины 30 ноября ввели запрет на пересечение границы с Россией гражданами РФ – мужчинами от 16 до 60 лет. В тот же день на погранпереходах и в аэропортах Украины пограничники стали разворачивать прибывающих россиян (впрочем, равно как и многих россиянок). Корреспондент «Гудка» решил выяснить, знают ли о запрете столичные пассажиры, которые запланировали поездку в эту соседнюю страну. 

Запрет мужского рода
Авиасообщение между Россией и Украиной отсутствует с 2014 года. Но между странами ежедневно курсируют поезда Москва – Львов, Москва – Хмельницкий, Москва – Киев, Москва – Николаев, Москва – Одесса, Москва – Харьков, Москва – Кривой Рог, Санкт-Петербург – Киев и Санкт-Петербург – Харьков. Все они принадлежат ПАО «Укрзализныця» (УЗ). Также попасть из Москвы на Украину можно, сев на поезд до Кишинёва. Рейсы в Молдавию выполняют АО «ФПК» и «Железные дороги Молдовы». В год эти поезда перевозят примерно 2 млн человек.

В едином Информационно-сервисном центре (ИСЦ) ОАО «РЖД» пояснили, что нововведения никак не сказались на движении поездов между Украиной и Россией, билеты продаются без ограничений. Отвечая на вопрос о покупке проездного документа российским мужчиной до 60 лет, посоветовали сначала обратиться в консульский отдел посольства Украины.В ИСЦ также сообщили, что отдельных инструкций кассирам с требованием предупреждать пассажиров не выдавалось.

Во время заказа билета в Киев на сайте РЖД на экране появляется предупреждающая памятка для выезжающих за рубеж. В ней предлагается изучить условия пересечения границы выбранного государства, обратившись «в миграционные, пограничные или таможенные органы страны назначения и каждой из стран проследования, расположенных на маршруте поезда». Там же уточнение: «Перевозчик не вправе контролировать соблюдение указанных правил и не несёт ответственности за невыполнение этих правил пассажирами».

На одном из сайтов по продаже билетов (tutu.ru) при выборе маршрута Москва – Киев высветилась табличка, предупреждающая о временном запрете властей соседней страны. При аналогичных действиях на других сайтах – ozon travel, poezd.ru, ufs.ru – предупреждений не было. 

В пресс-службе УЗ комментировать влияние новой ситуации на перевозки и пассажиров отказались. Ограничились заявлением о том, что сообщение с Киевом не претерпело никаких изменений и в Федеральной пассажирской компании.
 
В Россию едут больше, чем отсюда

Киевский вокзал. На 14-м, крайнем, пути поезд «Поділля» («Долина») Москва – Киев – Хмельницкий. Старенькие, но чистые, выкрашенные яркой синей краской с жёлтой полосой вагоны резко контрастируют с отходящим во Внуково с третьего пути двухэтажным «Аэроэкспрессом».

До отправления поезда «Поділля» 15 минут. Темнеет. Перрон почти пуст. Лишь у четырёх вагонов в разных концах поезда стоят проводники, ожидая пассажиров. В окна видно, что вагоны заполнены меньше чем на треть. 

Подхожу ближе к голове состава, представляюсь, спрашиваю проводницу, уменьшилось ли после введения запрета на въезд мужчин из России количество пассажиров.

«Мужчин и так-то было мало. Сейчас, пожалуй, вдвое меньше стало. Да и вообще пассажиров немного. Из Москвы перед новогодними праздниками обычно много едут», – говорит она, но свои имя и фамилию просит не называть.
«У нас всё хорошо, ничего не изменилось, всё прекрасно», – уходит в тамбур после такого же вопроса другая проводница, узнав, что перед ней корреспондент «Гудка».
 
«Русских мужчин в вагоне нет. Раньше бывали в рейсе несколько человек с российскими паспортами. А вообще в Россию едут больше, чем отсюда», – говорит третья.
Предупреждать пассажиров в их обязанности не входит. Представляться сотруднику СМИ не желает никто. Чувствуются недоверие и напряжённость. 

Куривший на перроне мужчина лет 50 оказался гражданином России Юрием. Рассказал, что ездит на Украину каждый месяц. До 30 ноября для пересечения границы пользовался приглашением родных. В первый день запрета как раз оказался на автомобильном пункте пропуска Гоптовка, хотел проехать по отработанной схеме, но завернули. Вернулся в Москву, получил из Киева документ о тяжёлой болезни близких родственников, нотариально заверенный на Украине, и теперь пытается попасть в соседнюю страну поездом.

Перед отправкой от поезда отошли двое мужчин, они провожали приятеля. Один представился Александром, второй имени не назвал. Деловитый говорок с характерным акцентом выдал в них украинцев. Рассказали, что на родину уже не ездят. Своих туда пускают, но можно попасть под волну мобилизации или на сборы резервистов. Лучше не рисковать. Узнав, что говорит с корреспондентом, Александр спросил: «У вас работы в редакции нет?».

Поезд в Хмельницкий начал свой путь. Ухожу. Двое мужчин с украинскими корнями останавливаются недалеко от перрона. Может, и правда дела у них тут. Менее чем через два часа на Украину уходит уже другой поезд. 

Правила перехода
Согласно информации, размещённой на сайте Госпогранслужбы Украины, в первые сутки запрета «по результатам проверки на границе с Россией в Украину были не пропущены почти 100 граждан РФ, большинство из которых не могли подтвердить цели своей поездки на Украину, часть не имела надлежащих документов на право пересечения границы или превысила срок пребывания в нашем государстве». На 100 задержанных пришлось 780 граждан России, успешно пересекших границу.

Пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко 3 декабря заявил телеканалу «112 Украина»: «В последние дни поток граждан России, желающих въехать на Украину, уменьшился. Если ещё примерно две недели назад среднесуточный поток составлял от 2,5 до 3 тыс. граждан России, то сейчас он достигает ориентировочно 1,3–1,5 тыс. человек». 

В Пограничной службе ФСБ России «Гудку» рассказали, что обычно государство, останавливающее на границе иностранного гражданина, поступает с ним согласно собственным законам и инструкциям. Не существует единых для всего мира правил. В России в такой ситуации возвращают остановленного на границе иностранца тем же путём, которым он до границы добрался. Прибыл на поезде – будет посажен на обратный рейс того же перевозчика. При этом вопросы оплаты поездки решаются между перевозчиком и пассажиром. Похожие подходы должны действовать и на Украине.

Обычно перевозчики делят такие случаи на две составляющие. Если пассажир не может пересечь границу по причинам, от него не зависящим, обратный проезд для него будет бесплатным. Если гражданин нарушил правила пересечения границы какого-либо государства по собственному недосмотру или незнанию – попросят оплатить возврат к месту отправления. Снижение числа россиян в поездах УЗ может нанести ущерб её экономике.

Директор по экономике и финансам «Укрзализныци» Андрей Рязанцев (его слова размещены на сайте компании) сообщает, что износ пассажирских локомотивов на Украине составляет 96%, вагонов – 92%. В следующие пять лет УЗ необходимо 111,4 млрд грн (около 260 млрд руб.) на покрытие убытков от пассажирских перевозок и капитальные инвестиции в сектор. Руководство рассчитывало на помощь из госбюджета. «Но сейчас, после принятия бюджета-2019, этот вопрос снова откладывается на будущее», – резюмировал Андрей Рязанцев. А глава УЗ Евгений Кравцов в сентябре заявлял Общественному телевидению Украины, что сообщение Киев – Москва является одним из немногих прибыльных пассажирских направлений компании. 
Александр Зубов

Cегодня в СМИ