Новости

10 ч

Рецепты обновления парка пригородных компаний
 

Пассажирские перевозки | Среда | 06.12.2017 | 20:08
Эксперты и участники рынка рассказали Gudok.ru, как применить лизинг и субсидии государства для закупки новых электричек
Рецепты обновления парка пригородных компаний
фото: Сергей Зоничев

Непростая ситуация сложилась в пригородных пассажирских перевозках - при убыточности большинства компаний в ближайшие 13 лет необходимо обновить 4 тысячи вагонов, что составляет 43% парка. Государством, участниками рынка и экспертами предлагаются различные варианты решения задачи. Одной из мер господдержки может быть субсидирование части затрат лизинговой организации.

Лизинговая схема позволяет перевозчику без единовременных капитальных затрат приобрести современный подвижной состав. В 2017 году лизинг активно использовался для закупки вагонов для высокодоходных грузовых перевозок. Также эта схема уже много лет применяется в автомобильном и авиационном транспорте. Эксперты уверены, что инструмент лизинга можно широко задействовать и в пригородных пассажирских перевозках.

Как пояснили «Гудку» в Центре по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «Российские железные дороги» (ЦОПР), на сегодняшний день большинство пригородных пассажирских компаний и регионов ввиду ограниченности бюджетных средств не могут воспользоваться лизинговой схемой приобретения подвижного состава без государственной поддержки.

Перевозчикам и субъектам РФ необходимо совместно разработать долгосрочную программу по обновлению парка подвижного состава и включить ее в действующие комплексные планы транспортного обслуживания населения. При этом в ЦОПР полагают, что обязательными условиями программы должно стать заключение между регионом и перевозчиком долгосрочного договора транспортного обслуживания населения, предусматривающего как возмещение выпадающих доходов перевозчика в полном объеме с включением в экономически обоснованный тариф лизинговых платежей на обновление подвижного состава, так и гарантированное выполнение обязательств по лизинговым платежам до конца срока лизинга в случае досрочного расторжения договора на транспортное обслуживание населения.

Актуальность задачи обновления вагонов подтверждают перевозчики. Так, в АО «ППК «Черноземье» сообщили сайту Gudok.ru, что в период 2020-2030 годов выбытие подвижного состава составит примерно 25% от парка. Это приводит к риску того, что с 2020 года не будет технической возможности обеспечения заказанных субъектами объемов перевозок на всем полигоне компании.

Для решения вопроса в АО «ППК «Черноземье» разработана инвестиционная программа, предусматривающая различные механизмы приобретения нового подвижного состава на период до 2030 года, включающие в том числе и лизинговые схемы. В компании считают, что лизинг является эффективным финансовым инструментом для приобретения дорогостоящего подвижного состава, но «независимо от способа приобретения подвижного состава без государственной поддержки, а также участия регионов в данном вопросе не обойтись».

В АО «Краспригород» - операторе пригородного сообщения в Красноярском крае, Хакассии и Кемеровской области - Gudok.ru уточнили, что лизинг подвижного состава может быть эффективен для пригородной компании при условии значительного объема господдержки - не менее 50%. Но в данный момент, как пояснила заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Краспригород» Лариса Байкалова, компания не рассматривает возможность приобретения новых вагонов в лизинг «в связи с отказом субъекта РФ в согласовании инвестиционной программы на приобретение подвижного состава ввиду отсутствия возможности выделения дополнительного бюджетного финансирования. Собственные средства на такие цели у компании отсутствуют».

Пока лизинг был использован только компаниями с большим пассажиропотоком – Центральной ППК и «Аэроэкспрессом». В ноябре Свердловская пригородная компания также объявила конкурсную закупку по лизинговой схеме. Она намерена купить не дороже чем за 722 млн рублей (с НДС) 8 вагонов производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод». В связи с тем, что поезд нужен на неэлектрофицированном маршруте Тюмень – Тобольск, компания купит не электричку, а пассажирские вагоны с сидячими местами модели 61-4458.

Оценивая роль лизинга, генеральный директор Свердловской пригородной компании Евгений Савостин отметил, что на сегодняшний день он «является единственным возможным решением проблемы обновления подвижного состава».

В Свердловской пригородной компании - пока единственном нынешним лизингополучателе - Gudok.ru пояснили, что в связи с тем, что затраты на инвестиции включаются в уровень тарифа с последующей компенсацией из регионального бюджета, то при приобретении подвижного состава в лизинг на эффективность влияют низкие процентные ставки, комфортные для регионов сроки договора лизинга, а также меры государственной поддержки производителей подвижного состава, позволяющие снизить цену продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что максимальный эффект можно достичь, используя оба способа господдержки.

В ноябре меры господдержки были рассмотрены на площадках Совета Федерации РФ и Аналитического центра при Правительстве РФ. Участниками рассматриваются два механизма - уже упомянутое субсидирование части затрат лизинговой организации и субсидирование части затрат производителей подвижного состава.

Если же сравнить эти две возможные меры, то поддержка лизинга может быть более логичной, целенаправленной. «Перевозчик играет определяющую роль в выборе подвижного состава, и поэтому его в первую очередь нужно поддерживать», – пояснил Gudok.ru эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Руслан Лисневский.

При этом эффективность гос­поддержки лизинга основана на подходе к методике расчёта экономически обоснованного уровня затрат перевозчика. Согласно проекту методики, которая разрабатывается правительством, затраты оператора включают инвестиции на обновление подвижного состава.

По мнению Руслана Лисневского, включение инвестиционной составляющей позволит пригородным компаниям обновлять парк электричек даже при нерентабельном пассажиропотоке и в условиях сложной экономической ситуации.

Тимур Бек

Cегодня в СМИ