Новости

1 д
1 д
2 д

Парк пригородных поездов предлагается обновить за государственный счёт
 

Пассажирские перевозки | Воскресенье | 16.07.2017 | 19:13
Поездки на электричках должны быть доступными и комфортными
Парк пригородных поездов предлагается обновить за государственный счёт
фото: Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Межведомственная рабочая группа по вопросам развития железнодорожного транспорта рекомендовала Правительству РФ рассмотреть следующую схему обновления вагонного парка пригородных поездов: выделять субсидии регионам на закупку парка.

Заседание межведомственной рабочей группы, в котором приняли участие представители Минтранса, федеральных и региональных органов исполнительной власти, компании ОАО «РЖД», прошло под председательством вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича.

9 июля президент Владимир Путин утвердил перечень поручений для обеспечения эффективной работы пригородного железнодорожного комплекса. В частности, президент поручил правительству до 1 января сформировать механизмы экономического стимулирования для обновления подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры.

Все эти меры направлены для недопущения ситуации с отменой пригородного сообщения, как это было в начале 2015 года. Тогда было отменено более 300 поездов, а в некоторых регионах пригородное сообщение остановилось вовсе. Для того чтобы эта ситуация не повторилась, регионы получили субсидии от государства на оплату выпадающих доходов пригородных перевозчиков. Благодаря этому все они смогла сохранить необходимые размеры и объёмы движения электричек. В этом году выпадающие доходы перевозчиков должны быть покрыты почти в полном объёме. Регионы выплатят 11 млрд руб. Это на 10% больше, чем в предыдущем году, когда от субъектов РФ было получено 10 млрд руб.

В прошлом году ОАО «РЖД» совместно с пригородными компаниями была проведена работа с субъектами Федерации по определению механизма обновления парка с участием средств бюджетов регионов. В частности, компании-перевозчики разработали инвестпрограммы по обновлению подвижного состава и направили их на рассмотрение региональных властей.

Так, по словам генерального директора ОАО «Экспресс-пригород» Екатерины Куфаревой, проекты на среднесрочную перспективу до 2020 года включают в себя несколько вариантов: прямую закупку подвижного состава за счёт включения инвестиционной составляющей в экономически обоснованный уровень тарифа, лизинговую схему приобретения подвижного состава, наделение пригородной компанией имуществом за счёт взноса средств в уставный капитал. «В настоящее время решение вопроса по приобретению подвижного состава и принятию расходных обязательств субъектом находится на рассмотрении, при этом регион понимает, что в 2018 году необходимо приобретение одного электропоезда», – отметила она.

Регионы, которые являются заказчиками перевозок и регуляторами их объёмов, заинтересованы участвовать в обновлении парка. Важно сохранить пригородные поезда как социально доступный вид транспорта. Компании-перевозчики не имеют средств на обновление подвижного состава. Кроме того, если они и найдут средства на новые поезда, это неизбежно скажется на цене проезда. Повысить же стоимость проезда – мера не эффективная, это сразу снизит объёмы перевозок и вызовет недовольство пассажиров. Для получения господдержки субъектам Федерации необходимо будет соблюсти ряд условий, предложенных Минтрансом.

Об этом «Гудку» рассказал начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин. «Эти условия подразумевают, что, во-первых, регион должен иметь долгосрочный договор на 15 лет на транспортное обслуживание населения с компанией-перевозчиком, с обязательствами по возмещению выпадающих доходов в полном объёме, с включением в экономически обоснованный тариф лизинговых платежей или инвестиционных расходов на обновление подвижного состава. Кроме того, субъект РФ должен будет предоставить перевозчику гарантии компенсации лизинговых платежей на обновление подвижного состава», – уточнил он. Субсидии регионы получают через Минтранс.

Без приобретения нового подвижного состава уже со следующего года начнёт образовываться дефицит парка для обеспечения объёма перевозок, запланированного регионами в комплексных планах транспортного обслуживания. Сегодня на сети эксплуатируется немногим более 9,5 тыс. вагонов пригородных поездов. К 2030 году из-за окончания нормативного срока службы спишется около половины, и дефицит их станет существенным – понадобится 4159 новых вагонов, то есть 43,5% от действующего парка.

Наиболее острая ситуация, по оценке ОАО «РЖД», в 2018–2020 годах сложится в Забайкальском крае, Калининградской, Ростовской, Саратовской, Кировской, Кемеровской областях и Красноярском крае. Как рассказал «Гудку» генеральный директор Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК) Николай Гаджала, в следующем году у перевозчика образуется дефицит четырёх вагонов локомотивной тяги и одного четырёхвагонного электропоезда. Арендуемый ЗППК у ОАО «РЖД» парк состоит из моторвагонного подвижного состава (44 вагона– 11 составов) и вагонов локомотивной тяги (23 вагона).

По словам Екатерины Куфаревой, средний возраст парка компании 17,3 года со сроком службы 28 лет. «Начиная с 2019 года на территории Новосибирской области возникнет дефицит парка. К 2030 году 10 составов будет списано. Для обеспечения потребности населения Новосибирской области по перевозке пассажиров и сохранения действующей маршрутной сети на среднесрочную перспективу в период с 2018 по 2020 год необходимо приобрести три электропоезда, с 2021 по 2030 год – ещё семь», – рассказала она «Гудку».
Вопрос обновления парка вновь вынесут на федеральный уровень в августе, когда пройдёт заседание Госсовета. 
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ