Новости

7 ч

Реклама

Через 15 лет количество аэропортов в России может сократиться вдвое
 

Инфраструктура | Четверг | 27.10.2016 | 17:19
Большинство аэропортов с трафиком менее 100 тыс. пассажиров в год работают в убыток
Через 15 лет количество аэропортов в России может сократиться вдвое
фото: Shutterstock.com
Через 15 лет количество аэропортов в России может сократиться вдвое - с 254 до 120 из-за накапливающихся убытков в отрасли, опасаются участники конференции «Поиск новых подходов к развитию аэропортового бизнеса», прошедшей в Москве.

За 25 лет с 1991 года количество гражданских аэродромов в России сократилось в 3,5 раза - с 900 до 254. По данным реестра аэродромов, размещенного на сайте Федерального агентства воздушного транспорта, большего всего их осталось в Якутии - 32. «Количество аэропортов стало меньше, чем в штате Аляска, - отметил на конференции генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев. - Там у них 270, а у нас скатились до некуда».

Горбачев опасается, что «если не предпринять срочных мер, если государство не обратит внимание на этот социальный объект, то через 10-15 лет останется примерно 120-150 аэропортов». 100 или больше аэропортов, по его мнению, не выживут из-за убытков, связанных с уменьшением пассажиропотока.

Большинство аэропортов с пассажиропотоком менее 100 тысяч человек в год «будет гарантированно работать с минусом», обрисовал на конференции ближайшую перспективу директор научного центра Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд. По его данным, аэропорты зависят от объема перевозок, а потому при небольшом и даже среднем трафике им не гарантирована рентабельная работа. Уже сейчас у большинства «мелких», по определению Фридлянда, аэропортов сформировались убытки. Однако за счет того, что у крупнейших аэропортов, которых он насчитывает 10-13 единиц, рентабельность превышает 20%, среднее значение рентабельности по отрасли оказывается выше нуля - 13%.

Фридлянд считает, что «аэропорты не должны закрываться, потому что это объекты социальной инфраструктуры», предлагая органам власти усовершенствовать систему субсидирования аэропортов в регионах. По его оценке, нынешняя «схема федеральных казенных предприятий (ФКП) зашла в тупик, потому что не все аэропорты преобразовывают в эту форму, и на дополнение перечня предприятий в бюджете нет денег». Еще одна схема - перевод аэропортов в площадки, которую реализовали в Приморье, - не работает в других регионах из-за «правовых коллизий», отметил Фридлянд.

Впрочем, ранее глава министерства транспорта Максим Соколов в отчете перед депутатами Государственной думы рассказывал о системной финансовой помощи аэропортам, которая дает результаты. В 2010-2015 годах, по его данным, на развитие аэродромной инфраструктуры из федерального бюджета было направлено 176 млрд рублей. За это время выполнены работы по строительству и реконструкции объектов в 67 аэропортах страны. Из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников направлен 91 млрд рублей. В частности, за счет средств инвесторов построены и введены в эксплуатацию три новых аэродрома - Бованенково, Сабетта и Талакан.

В 2016-2020 годах на реконструкцию и строительство аэродромной инфраструктуры в федеральном бюджете предусмотрено 256 млрд рублей. Приоритетными, по данным Минтранса, в ближайшие годы станут аэропорты, расположенные в городах, где пройдет Чемпионат мира по футболу 2018 года, а также «социально значимые аэропорты» в населенных пунктах, где авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспортного сообщения (например, Норильск, Хабаровск и Якутск). Для сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий созданы семь федеральных казенных предприятий на базе 66 региональных и местных аэропортов и 15 посадочных площадок, расположенных в районах Крайнего Севера и Арктической зоне и субсидируемых из федерального бюджета (на реализацию этих мероприятий в казне предусмотрено 3,4 млрд рублей).

Виктор Горбачев считает, что нынешняя система госинвестиций несовершенна в части финансирования развития частных аэропортов, входящих в такие холдинги как «Новапорт», «Базел Аэро» и «Аэропорты регионов». По его оценкам, государство возвращает в виде арендной платы меньше, чем вкладывает. «Может быть, позволить этим коммерческим структурам приватизировать все объекты аэропорта, в том числе аэродром, и пускай они занимаются его развитием? А арендную плату брать не за объект, а за землю», - предложил Горбачев. Высвободившиеся средства он считает возможным направить на развитие аэропортов местных воздушных линий.

«Это стратегически более правильный путь для отрасли», - согласен Александр Фридлянд. По его данным, такой путь соответствует зарубежному опыту. Эксперт напомнил, что предложение о передаче аэродромного имущества в концессии звучало и раньше, но до сих пор осталось только в виде идеи. «Лоббистские возможности московских аэропортов среди властей, расположенных в Москве, не маленькие для того, чтобы продлить эту выгодную для них ситуацию», - объяснил причины ситуации директор научного центра ГосНИИ ГА.
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ