Новости

5 ч
6 ч
1 д
10 ч

Реклама

Пассажирские автобусы станут единственным растущим сегментом автопрома в 2016 году
 

Пассажирские перевозки | Вторник | 25.10.2016 | 21:44
Преодолеть спад продаж в этом сегменте помогла господдержка отрасли
Пассажирские автобусы станут единственным растущим сегментом автопрома в 2016 году
фото: Пресс-служба «Группы ГАЗ»
Продажи пассажирских автобусов в России за январь-август 2016 года выросли на 23,11% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, об этом свидетельствуют данные Russian Automotive Market Research. Аналитики компании убеждены, что по итогам года автобусы станут единственным растущим сегментом автомобильного рынка в России.

17-местный-автобус-ГАЗель-NEXT.jpg

«Для рынка и производителей автобусов меры поддержки были действительно очень значимы», - рассказала Gudok.ru директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. Существенное влияние в ближайший год на рынок, по ее мнению, окажет госпрограмма «Школьный автобус», в рамках которой правительство выделит средства на 1 тыс. 835 автобусов. Эксперт считает, что автобусный рынок продолжит рост и в будущем: в 2021 году, по ее расчетам, будет продано не менее 12,6 тыс. машин.

Аналитик агентства «Автостат Инфо» Александр Климнов подтвердил Gudok.ru, что сегмент автобусов «прошел дно» и, по его прогнозам, в этом году в России будет произведено около 11,5 тыс. машин от малого до особо большого класса против 7,45 тыс. годом ранее (рост на 54,4%). Впрочем, с учетом микроавтобусов продажи в этом сегменте все же будут ниже прошлогодних на 2,3% (36,1 тыс. шт.), предполагает эксперт.

22-местный-автобус-ГАЗель-NEXT-(1).jpg

Ежегодно Правительство РФ оказывает автомобильной промышленности поддержку, но если в целом эти меры дают эффект замедления падения рынка, то в сегменте автобусов спад впервые сменился ростом. Этот факт отметил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 18 октября на совещании, посвященном поддержке приоритетных отраслей промышленности. «По автопрому мы увеличили объём рынка продаж автобусов при помощи мер поддержки, - сказал премьер-министр РФ. - Благодаря нашим решениям были также закуплены машины скорой и неотложной помощи, новые школьные автобусы. Наши коллеги в регионах просят эти программы поддержки продолжить».

Для обновления парка школьных автобусов в 2016 году правительство в августе направило 3 млрд рублей Минпромторгу для субсидирования закупок автобусной техники. Согласно справке к распоряжению правительства, автобусы будут приобретены у «Автомобильного завода "ГАЗ"», «Форд Соллерс Холдинга», Павловского автобусного завода, Курганского автобусного завода и «Волгабаса». Суммарно предусмотрена поставка 1835 автобусов, больше половины из них (985 единиц) - микроавтобусы вместимостью 10–12 человек.

Последний пик продаж автобусов пришелся на 2012 год - 17,1 тыс. машин. Но затем начался спад и к 2015 году продажи упали вдвое - до 8,9 тыс. единиц. Начало снижения продаж автобусов совпало с падением всего российского авторынка, который сократился так же почти вдвое - с 3,1 млн шт. в 2012 году до 1,5 млн шт. в 2015 году. Причем продажи падали во всех сегментах, включая коммерческий транспорт - автобусы, грузовики и легкие коммерческие автомобили (LCV). По данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 году реализация коммерческой техники составила 152,6 тыс. единиц, показав падение на 36,3% в сравнении с предыдущим годом.

Татьяна Арабаджи из Russian Automotive Market Research не видит скорых перспектив преодолению спада продаж в других сегментах автопрома, кроме автобусов. Хотя заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов, вступая 20 октября на конференции «Росавтодилер», предположил, что через год уже вся коммерческая техника в целом преодолеет период спада: 2017 году «в плюс выйдут три сегмента машин - автобусы, грузовики и легкие коммерческие автомобили», поделился прогнозом чиновник.

Аналитик агентства «Автостат Инфо» Александр Климнов отмечает, что, несмотря на положительные значения по продажам автобусов, спрос на автотехнику общего пользования формируется преимущественно объемом государственных расходов на эти цели. «Учитывая, что в стране на сегодня лишь четыре региона выступают как доноры (Москва, Московская, Ленинградская и Тюменская области), еще восемь вышли «в ноль», а все прочие сидят на дотациях - закупать новые автобусы без дополнительной господдержки регионы просто не в состоянии», - отметил он. Тем не менее, он отмечает, что автобусный парк в России очень старый: средний возраст парка российских автобусов сегодня составляет 15,2 лет, причем 44% всех автобусов эксплуатируются дольше 15 лет, свидетельствуют данные «Автостат». Во владении юридических лиц находится 72% от общего объема автобусной техники, на долю дизельных автобусов приходится 46%, а экологическим стандартам «Евро-4» и выше соответствует только 12% машин.
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ