Статьи
 

Минтранс предлагает унифицировать систему штрафов за безбилетный проезд на общественном транспорте

Пассажирские перевозки | Понедельник | 18.07.2016 | 18:14
«Зайцы», обнаруженные контролером, смогут избежать штрафа, купив билет
Минтранс предлагает унифицировать систему штрафов за безбилетный проезд на общественном транспорте
фото: Сергей Зоничев/Gudok.ru
Министерство транспорта РФ вводит единую общероссийскую систему штрафов за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте. С ее принятием из 63 региональных кодексов об административных правонарушениях должны быть изъяты нормы, описывающие ответственность за такое правонарушение.
Минтранс оформил предложения в виде проекта закона, корректирующего «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Документ размещен для обсуждения на портале regulation.gov.ru.

По замыслу разработчиков, проект закона должен восполнить пробелы в области установления ответственности за безбилетный проезд. Сейчас КоАП устанавливает ответственность за безбилетный проезд в автобусах междугородного сообщения, а также за провоз без билета детей, в том числе на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте. Вместе с тем применение этой нормы затруднительно из-за отсутствия в кодексе положения, определяющего органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Минтранс предлагает отменить положения, по которым штраф в размере 100 рублей накладывается за безбилетный проезд или провоз багажа в автобусе междугородного сообщения.

Принятие поправок будет способствовать приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. В сопроводительных материалах к законопроекту указано, что регионы не будут решать задачи наказания безбилетников, потому что этим должен заниматься федеральный центр.
Поскольку перевозки на автомобильном и городском наземном электротранспорте урегулированы Уставом, который принят именно федеральным законом, то установление ответственности региональными законами формально исключено. Фактически, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в 63 из 85 субъектов РФ приняты региональные КоАПы, в которых зафиксирована ответственность за безбилетный проезд.

В Дагестане соответствующие дополнения к региональному КоАПу разработаны и проходят стадию согласования.
Власти Красноярского края попытались установить ответственность за безбилетный проезд, но столкнулись с препятствием прокуратуры, которая дала отрицательное заключение на законопроект. В восьми субъектах РФ региональное законодательство в части ответственности за безбилетный проезд было признано утратившими силу, в том числе в соответствии с решениями, принятыми органами региональной прокуратуры (Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская области, Хабаровский край), в Воронежской области - в связи со сложностью процесса администрирования, в Липецкой - в связи с неэффективной правоприменительной практикой.

Поправками в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» вводится процедура взимания штрафа и оплаты проезда безбилетным пассажиром. Сначала контролер предлагает «зайцу» приобрести билет с внесением платы за проезд и платы за оказание услуги по оформлению проездных документов. При этом плата за оказание услуги не может составлять более 30% от полной стоимости проезда по маршруту транспортного средства, в котором обнаружен безбилетник. При отказе от приобретения билета контролер взыскивает штраф. При этом составляется акт на основании предъявленного документа, удостоверяющего личность. В случае отказа от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке. При отказе «зайца» от уплаты штрафа перевозчик вправе принять меры «по недопущению его проезда».

Также в проекте предусматривается введение системы штрафов за отказ от приобретения билета. При осуществлении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении – в пятидесятикратном размере полной стоимости проезда. При осуществлении иных регулярных перевозок – в пятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого в транспортном средстве, в котором обнаружен «заяц».

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что на федеральном уровне не нужно устанавливать размер штрафа за безбилетный проезд. «Размеры штрафов должны соотноситься с уровнем доходов населения в субъекте», - сказал он Gudok.ru.
Янков отметил Gudok.ru, что «сила закона не в строгости, а в неотвратимости». «Нужно добиваться того, чтобы каждый безбилетник понимал, что вероятность того, что его поймают, будет высока, даже если штраф небольшой», - пояснил он.

«Увеличение размера штрафа для пресечения безбилетного проезда, конечно, имеет значение, но более важна практическая реализация взимания данного штрафа, - поделилась мнением с Gudok.ru пресс-секретарь Санкт-Петербурского ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова. - Если сравнивать организацию контроля за «зайцами», например, в советское время и сегодня, можно сказать, что она отсутствует».

«Пассажиравтотранс» самостоятельно решает проблему собираемости выручки и пресечения проезда безбилетников: почти на всех наших маршрутах работают кондукторы, которые не только продают билеты, но и осуществляют контроль за оплатой проезда электронными проездными, рассказала Клепикова. «У них нет функций штатных контролеров, в частности, по взиманию штрафов, но присутствие кондуктора в салоне и обязанность предъявить проездной документ для проверки дисциплинирует пассажиров. Благодаря этой мере мы выполняем план по доходам от перевозки пассажиров», - сказала она.

В Махачкале (Дагестан) в автобусах и маршрутках нет проблемы безбилетников, рассказали Gudok.ru в управлении пресс-службы городской администрации. «У нас проезд оплачивается непосредственно водителю. У нас нет системы продажи билетов. При выходе пассажир оплачивает 10 рублей за поездку в автобусе, 17 рублей за поездку в маршрутном такси, - пояснил сотрудник управления. - У нас настолько порядочные люди в этом плане, что они всегда оплачивают проезд. Это не злободневно».

На данном этапе разработки поправок в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» проводится общественное обсуждение. Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу - сентябрь 2017 года, сообщается в материалах к законопроекту.

По состоянию на момент публикации, на портале regulation.gov.ru сообщается, что на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предложений не поступало. «Мы посмотрим, может быть у нас кто-нибудь напишет отклик и мы его направим, - прокомментировал этот факт председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. - Но мы не видим такого, против чего нужно жестко возражать».
Николай Логинов, Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Новости

17.01 Вторник
16.01 Понедельник
21:53
13.01 Пятница