Новости

17 ч
17 ч
17 ч
18 ч

Реклама

«Частных перевозчиков мы субсидируем точно так же, как и государственных»
 

Пассажирские перевозки | Пятница | 04.03.2016 | 12:08
Общественный транспорт Санкт-Петербурга развивается как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных. Об опыте обеспечения эффективной работы отрасли в Северной столице Gudok.ru рассказала первый заместитель председателя комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Елена Осинцева.
«Частных перевозчиков мы субсидируем точно так же, как и государственных»
фото: предоставлено пресс-службой комитета по транспорту Санкт-Петербурга

- Субсидии предприятиям городского транспорта - это обязанность региональных властей или официальный городской перевозчик должен сам добиваться рентабельности своего бизнеса?

- Предприятию нужно помогать. Само предприятие в масштабах города не решит проблему транспорта в целом. Субсидии выделяются не только на возмещение расходов на обслуживание пассажиров (на покрытие разницы между доходами и расходами), но и на развитие. Поэтому предприятия сами формируют свою адресную инвестиционную программу (АИП). У нас есть городской автобусный транспорт – «Пассажиравтотранс» (ПАТП), есть электрический транспорт - «Горэлектротранс» (ГЭТ), каждый решает свою задачу. Эти предприятия за счет доходов от перевозки пассажиров формируют АИП, и в рамках нее закупают новый подвижной состав. «Пассажиравтотранс» в прошлом году закупил достаточное количество автобусов. Это сделано как раз на те деньги, которые они получили за счет перевозки пассажиров. «Горэлектротранс» закупает трамваи, метрополитен закупает поезда. Например, заключён договор на 10,5 млрд руб. на приобретение в 2016–2020 годах 20 составов для метрополитена.

В соответствии с действующим законодательством, в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрены субсидии в целях возмещения недополученных доходов и затрат перевозчиков. Субсидии компенсируют обслуживание пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий пассажиров.

- Какова доля субсидий в бюджетах городских перевозчиков?

- В 2013 в «Горэлектротрансе» процентное соотношение между собственными доходами и субсидиями было 60 на 40. Начиная с 2014 в ГУПах «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» оно примерно 51 на 49.

Ситуация не показательная, потому что у «Горэлектротранса» много маршрутов было закрыто в связи с ремонтными работами на трамвайных путях. Часть маршрутов перераспределилась, перераспределился подвижной состав, но доходность от этого особо не возросла. Например, в Красногвардейском районе в 2015 году на маршрутах перевозили примерно 70-80 тысяч пассажиров в сутки. Когда в 2015 и 2016 годах там часть маршрутов закрыли для ремонта, то мы какой-то подвижной состав оставили в парке, какой-то перераспределили на другие маршруты, но эту доходность возместить мы не смогли. Поэтому расходы и доходы в 2015 году остались прежними.

В 2016 году Санкт-петербургский ГУП «Петербургский метрополитен» получит в виде субсидий 10 млрд 494 млн 400 тыс. рублей, ГУП «Пассажиравтотранс» - 4 млрд 742 млн 300 тыс. рублей, ГУП «Горэлектротранс» - 4 млрд 922 млн 700 тыс. рублей.

- Какая доля в бюджете города предусмотрена на развитие транспорта? Она увеличивается или уменьшается с годами?

- Это будет не показательная цифра. До 2011 года в полномочия комитета по транспорту входило, например, строительство метрополитена: можете себе представить, какие расходы были с этим связаны. С 2011 года эти полномочия были переданы комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Сейчас из бюджета Петербурга субсидируются более 480 маршрутов городского наземного транспорта, маршрутная сеть развивается и это требует финансирования. Сейчас бюджет комитета по транспорту составляет около 27 млрд рублей.

- Какова рентабельность транспортных госпредприятий? Себестоимость провоза пассажира превышает цену за проезд?

- Себестоимость выше. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа на 2016 год установлены в размере 30 рублей. Себестоимость перевозки одного пассажира наземным пассажирским транспортом составляет 36 рублей.

- Какова финансовая ситуация на частных предприятиях?

- Общий пассажиропоток у негосударственных перевозчиков в 2015 году составил 541,2 млн человек, в 2014 – 510,3 млн человек. Чистая прибыль ОАО «Третий парк» в 2014 году составила 66 млн 730 тыс. рублей, выручка - 3,5 млрд рублей . Чистый убыток ООО «ПИТЕРАВТО» в 2014 год составил 9 млн 345 тыс. рублей, выручка - 2,26 млрд рублей.

Частных перевозчиков мы субсидируем точно так же, как и государственных, ведь они тоже работают на социальных маршрутах. Там себестоимость перевозки пассажира выше, чем установленный тариф. Но на коммерческих маршрутах нами установлен экономически обоснованный предельный тариф. В рамках этого предельного тарифа перевозчики сами устанавливают ту цену, которая является для них безубыточной. Мы выплачиваем субсидии исходя из объемов транспортной работы: мы понимаем затраты на 1 километр и доходную ставку. Комитет по экономике рассчитывает норматив затрат, исходя из него мы и определяем конкретный размер субсидии.

- Каким способом можно мотивировать руководителей государственных транспортных предприятий, чтобы они оптимизировали работу и повышали качество оказываемых услуг?

- У предприятия есть устав, есть план финансово-хозяйственной деятельности, который не может быть убыточным. Этот план должен как минимум стабилизировать ситуацию, а как максимум должен быть направлен на развитие. Если директор не справляется на госпредприятии со своими обязанностями, лучшая мотивация - просто его уволить и взять нового.

- Как идет работа по созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Петербурге?

- На сегодняшний день определены основные критерии и задачи ТПУ, подготовлен и согласован перечень из 60 пересадочных узлов.

Сейчас определены 11 первоочередных ТПУ. Они определялись исходя из готовности документации. Уже есть проектные решения, например, на Сенной площади. Там понятно, где будут остановки трамвая, выход из метро, каким образом будет организован пешеходный переход. Но все опять упирается в финансирование. Эти объекты нужно включить в госпрограмму.

- Участвует ли комитет по транспорту в работе над проектом «Умный город» и что это даст жителям Северной столицы?

- Составной частью «Умного города» может стать внедрение интеллектуальной транспортной системы. Это обеспечит рост эффективности использования всех видов транспорта. К системе мониторинга работы транспорта и управления им в режиме реального времени добавится возможность прогнозирования развития транспортной ситуации при возникновении внештатных ситуаций и оперативного реагирования на них, взаимодействия ведомств и информационных служб при проведении массовых мероприятий.

В настоящее время под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина сформирована межведомственная комиссия по разработке и реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург». В состав комиссии включён и председатель комитета по транспорту Александр Головин. В рамках работы комиссии будет разработана концепция проекта «Умный город», рассмотрены вопросы финансирования его направлений. Этот подход позволит обеспечить эффективное принятие решений в сфере управления городским хозяйством, социально-экономического развития и территориального планирования Санкт-Петербурга правительством Санкт-Петербурга.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ