Новости

10 ч
10 ч
10 ч
13 ч

Реклама

Правительство Хабаровского края открывает круизы по Амуру
 

Пассажирские перевозки | Пятница | 29.01.2016 | 17:42
Инвестиции в проект речного туризма оцениваются в 4 млрд руб. и должны окупиться за 10 лет
Правительство Хабаровского края открывает круизы по Амуру
фото: Антон Романов/Shutterstock
Администрация Хабаровского края планирует открыть круизные маршруты по Амуру в рамках развития туризма на направлении Большой Уссурийский остров – Николаевск-на-Амуре. Речные путешествия, как рассчитывают в краевом правительстве, могут обеспечить региону приток не только российских туристов, но и иностранных, в первую очередь из Китая.

Как сообщили в пресс-службе правительства Хабаровского края, в прошлом году регион посетило порядка 500 тыс. туристов. При этом число иностранцев выросло на 12% к 2014 году – до 23,5 тыс. Чаще других Хабаровский край посещают граждане КНР: вследствие падения рубля по отношению к иностранным валютам российские регионы, особенно приграничные, становятся популярными у китайцев. За прошедший год число китайских туристов, посетивших Хабаровский край, увеличилось почти вдвое.

В краевом центре предполагается формировать речные туры. Речь по сути идет о возрождении круизного судоходства по Амуру. Сейчас турпоездками по реке в Хабаровском крае пользуются порядка 8 тыс. человек, но спрос на них выше, говорят в краевом правительстве.
Для этого необходимо взять в лизинг пассажирские теплоходы. Согласно проекту, ориентировочный объем инвестиций оценивается в 4 млрд руб., причем 3,4 млрд руб. предполагается привлечь из внебюджетных источников. Подсчитано, что окупаемость средств не превысит десять лет, организация круизов по Амуру будет ежегодно приносить 9,5 млрд руб. чистого дохода. Для перевозок учреждено ООО «Первая Амурская круизная компания».

По словам министра культуры Хабаровского края Натальи Якутиной, путешествия внутри региона сегодня становятся приоритетным направлением развития туризма. Компании местной туриндустрии готовы вкладывать средства в создание внутренних маршрутов. В 2015 году объем внебюджетных вложений в отрасль превысил 1,8 млрд руб.

В правительстве края особые надежды связывают с созданием туристско-рекреационного кластера Остров Большой Уссурийский – Шантары, который будет финансироваться как за счет государственных, так и внебюджетных средств. Проект был одобрен на федеральном уровне, он получит финансирование из ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ до 2018 года».

«До 2018 года мы предполагаем привлечь 650 млн руб. из федерального бюджета», - сказала Наталья Якутина. Деньги пойдут на реконструкцию набережной Хабаровска, обустройство центра круизного и яхтенного туризма, подъездной дороги к туркомплексу «Воронеж», а также строительство дамбы-дороги к памятнику археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна».

Туристический кластер включает в себя речные маршруты от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре и в сторону Большого Уссурийского острова, где проходит российско-китайская граница. Китайская часть Большого Уссурийского острова находится недалеко от города Фуюань. Там есть железная дорога и аэропорт. На самом острове предполагается открыть пограничный переход. По словам доцента кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Тихоокеанского государственного университета Павла Пегина, планируемый пункт пропуска предусматривает ежедневный пропуск 1500 пассажиров, 50 автобусов и 250 грузовых автомобилей. Данный поток будет эквивалентен пропускной способности более 1 млн т грузов в год. С российской стороны Большой Уссурийский остров связан с Хабаровском автомобильным мостом.

Формирование туристического кластера Большой Уссурийский остров – Шантары – проект комплексный. В частности, предполагается создать историко-познавательный комплекс «Крепость Николаевск-на-Амуре», на что необходимо не менее 68 млн руб.

В случае приобретения судов класса "река-море" возможны туры и до Шантарских островов в Охотском море. Сейчас поездки туда проходят, как правило, по следующей схеме: турист на автотранспорте добирается из Хабаровска в Бриакан, оттуда до побережья вертолетом и затем морским путем до островов. Туры недешевы, так как это связано с высокой стоимостью аренды вертолетов.

С одной стороны, как полагают эксперты, создание туристического кластера значительно удешевит маршрут на Шантары, поскольку он будет проходить полностью по воде. Вместе с тем, в Дальневосточном региональном отделении Российского союза туриндустрии отмечают, что поскольку Шантарские острова имеют статус национального парка, пропускная способность туристического потока на этом участке может быть ограничена даже с развитием туризма и удешевлением туров.

Отметим, что для расширения туристических связей Китай предлагает российским приграничным территориям развивать железнодорожные маршруты. Об этом, в частности, говорилось в ходе недавнего визита начальника Харбинской магистрали Чжан Хайтао в Хабаровск и Владивосток.
Как проинформировала китайская сторона, в конце декабря 2015 года закончилось строительство второго пути на железнодорожном участке Муданьцзян - Суйфэньхэ протяженностью 138,8 км. Данный участок будет электрифицирован и проектная скорость движения пассажирских поездов составит 200 км в час. Это сократит время следования пассажирских поездов по маршруту Муданьцзян – Суйфэньхэ к российской границе с 4 часов 19 минут до 1 часа 8 минут и обеспечит комфортные условия для поездок пассажиров, в том числе в международном сообщении.

В прошлом году отмечено стремительное увеличение пассажиропотока между пограничными станциями Суйфэньхэ и Гродеково. Через железнодорожный пункт пропуска проехали 167 тыс. пассажиров, что на 93,8% выше показателя 2014 года. Превалировал поток туристов из Китая. Несмотря на то, что в Поднебесную из РФ приехало поездом только 7 тыс. пассажиров, что в полтора раза меньше предыдущего периода, из КНР в Россию въехало 160 тыс. человек - рост в 2,3 раза. Такой дисбаланс объясняется, в том числе, отменой АО «ФПК» пассажирского поезда Гродеково – Суйфэньхэ (на данном участке ходит только состав формирования Харбинской железной дороги). Тем не менее китайские железнодорожники прогнозируют в 2016 году дальнейший рост пассажиропотока на этом направлении, а власти китайских провинций предлагают расширить скоростное движение до Владивостока.

«Учитывая перспективный объем пассажирских перевозок, для выработки и реализации мероприятий, направленных на привлечение дополнительного пассажиропотока, в том числе с автомобильного транспорта на железнодорожный, стороны договорились создать совместную рабочую группу по организации перевозок пассажиров между РФ и КНР через железнодорожный пункт пропуска Гродеково - Суйфэньхэ, а также курсирования поезда сообщением Харбин - Владивосток, Суйфэньхэ – Владивосток», - сообщили в управлении Дальневосточной железной дороги.

Безусловно, для организации скоростного движения по российской инфраструктуре необходимы крупные вложения. Например, участок Гродеково – Уссурийск протяженностью более 100 км остается однопутным и неэлектрифицированным.

Впрочем, в последнее время много говорится о возможностях софинансирования со стороны китайского бизнеса. Как сообщил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, China National Machinery Import & Export Corporation - ведущее предприятие Китая, специализирующееся на международных инжиниринговых проектах, проявляет интерес к железнодорожным проектам на Дальнем Востоке. Китайскую сторону особо заинтересовала идея строительства высокоскоростной железной дороги Хуньчунь – Владивосток.

Причем не исключены варианты инвестирования КНР в международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» и с точки зрения развития пассажирских перевозок. «Мы предлагаем китайской стороне создать совместную проектную команду и совместную управляющую компанию. Отмечу, что сегодня наши партнеры по Японии и Корее тоже проявляют хороший интерес к этим транспортным проектам», – заявил Александр Галушка.

Кстати, для китайских и корейских туристов интересен другой международный коридор – через железнодорожный погранпереход Хасан – Туманган (КНДР) и далее к северокорейскому порту Раджин. Пока что по нему осуществляется больше грузовое движение. Но проект, реализуемый ОАО «РЖД» по развитию и эксплуатации железнодорожной линии Хасан - Раджин, достаточно успешен, говорит глава Минвостокразвития.

«2015 год для железной дороги Хасан - Раджин стал годом вхождения в стадию промышленной эксплуатации. За 2015 год было перевезено 1,5 млн т грузов. Более того, осенью прошлого года полотно прошло "боевое крещение" – в результате сильных ливней участок дороги на территории Северной Кореи был смыт. Но отмечу, что силами северокорейских партнеров дорога в рекордные сроки была восстановлена и продолжила работу», - рассказал с интервью агентству ТАСС министр по развитию Дальнего Востока.

Павел Усов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ