Новости

11 м
39 м
1 д
2 д
2 д
3 д

Реклама

Надо выявлять террориста на подходе
 

Пассажирские перевозки | Среда | 25.11.2015 | 20:19
Угрозы для авиапассажиров требуют создания новой структуры в авиакомпаниях и контролировать безопасность воздушных судов должны именно перевозчики, уверен председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Свешников.
Надо выявлять террориста на подходе
фото: atb-tsa.ru

В российских аэропортах организован очень жесткий контроль: досматривается каждое воздушное судно перед вылетом, а после досмотра все люки воздушного судна охраняют сотрудники службы авиационной безопасности. Они стоят прямо под воздушным судном. Система авиационной безопасности у нас в аэропортах на очень высоком уровне. Но при незаконном вмешательстве в деятельность аэропорта или авиакомпании всегда главную роль играет человеческий фактор.

Теракт в 2011 году в аэропорту "Домодедово" показал, что террорист пытался проникнуть в зону обеспечения транспортной безопасности, но не смог. Он несколько дней ходил вокруг, изучал это все и теракт он совершил в зоне прилета, где было большее количество людей. Ошибка тогда была в том, что сотрудники полиции выборочно останавливали и проверяли людей. Сейчас мы опять все проходим через рамки металлоискателей. Но в Волгограде на железнодорожном вокзале была другая ошибка: там не были разведены потоки людей - поток входящих и поток выходящих. Они создавали массовое скопление людей.

Поэтому надо научится выявлять террориста на подходах к аэровокзалу, должна работать система профайлинга, должна работать агентура, которая выявляет террористов на уровне сборки взрывных устройств. У служб безопасности сейчас действительно самая современная техника. Но люди просто не определяют, что им показывает монитор интроскопа. Получается, что надо усовершенствовать обучение персонала.

Много лет, проверяя аэропорты, сталкиваемся с той ситуацией, что это направление авиационной безопасности – убыточно. Это единственное направление деятельности в аэропорту, которое не приносит ему прибыли. Еще в 2005 году, когда готовили федеральный закон 16 "О транспортной безопасности", мы доказывали на всех уровнях, что обеспечение безопасности надо возложить на государство, как это предусмотрено конституцией. Но так и не смогли никого убедить, и эти обязательства были возложены на плечи бизнеса.

При этом у нас в стоимости билетов, насколько я знаю, мизерные взносы на авиационную безопасность. Мы всегда добивались того, чтобы взносы стали выше. В США взнос на авиационную безопасность, по-моему, 10 или 11 долларов с каждого билета, а у нас лишь полтора доллара. Поверьте, при нынешней стоимости билетов, 10 долларов вы и не заметите.

Мировая практика показывает, что с самолетами израильской авиакомпании «Эль Аль» за всю ее историю не было совершено ни одного акта незаконного вмешательства. Нам есть чему поучиться у израильтян. Авиакомпаниям надо перенимать их опыт обеспечения авиационной безопасности. Те, кто летал в Израиль, знают, что сотрудники безопасности «Эль Аль» работают в аэропорту Домодедово, осуществляют и профайлинг, и досмотр пассажиров, и охрану, и досмотр своего воздушного судна. Это значит, что, в принципе, со странами можно договариваться, и, может быть, имеет смысл обеспечивать авиационную безопасность на своих воздушных судах за счет своих сил. Речь идет о том, чтобы направлять сотрудников подразделений транспортной безопасности в другие страны. Почему нет?

Оказалось, что в египетском аэропорту рамки металлоискателя были просто отключены. Из пояснения сотрудников аэропорта следует, что они их отключали для экономии электричества. Я думаю, что наши сотрудники сил обеспечения авиационной безопасности смогли бы проконтролировать ситуацию.

У нас у каждой авиакомпании есть представитель в аэропортах. Почему бы нам не ввести должность сотрудника безопасности, например, заместителя представителя авиакомпании в аэропорту. Один сотрудник - это не такие уж большие затраты. Но, выполняя надзорные, контрольные функции в аэропортах от авиакомпании, мы усилим авиационную безопасность. Будем контролировать, что делают сотрудники аэропортов при выпуске наших рейсов.

Сотрудники сил транспортной безопасности при поступлении на работу обязаны принести медицинские справки и справки из МВД. В МВД их проверяют на причастность к актам незаконного вмешательства, финансированию терроризма и так далее – в отношении кандидата на работу в сферу транспортной безопасности проводится очень большой перечень мероприятий. Только после этого сотрудника можно взять на работу. После этого они обязаны отучиться транспортной безопасности по программам, разработанным министерством транспорта, и пройти специальную аттестацию. Аттестационные мероприятия еще сложнее: они проходят у нас психологический отбор, мы проверяем кандидатов на детекторах лжи, на майндридерах, проверяем девиантное поведение, принимаем зачеты по знанию законодательства, а если люди работают в группах быстрого реагирования, мы у них принимаем и физические упражнения. Поэтому сейчас попасть в силы обеспечения безопасности стало крайне тяжело. Сейчас это вызвало большие трудности. На работу идет очень мало людей - боятся прохождения проверочных мероприятий.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ