Статьи
 

Куда летали россияне этим летом

Пассажирские перевозки | Вторник | 27.10.2015 | 20:59
Вместо Барселоны, Бангкока и Праги в 2015 году пассажиры выбирали Крым, Кишинев и Ереван
Куда летали россияне этим летом
фото: Аркадий Шаповалов / Gudok.ru
Российские авиакомпании за весенне-летний сезон то есть с апреля по сентябрь перевезли 56,5 млн человек, следует из статистических данных Росавиации. Этот показатель на 943 тыс. пассажиров (или на 1,7%) больше чем за весенне-летний сезон 2014 года.

Совокупный пассажирооборот за весенне-летний сезон сократился всего на 1,3% составив 137,2 млрд пасс.км. Несмотря на сохранение прежних объемов, рынок авиаперевозок претерпел существенные изменения в структуре, обусловленные главным образом резким падение курса рубля в конце прошлого года.

Главные изменения в отрасли связаны с сокращением объема пассажиропотока на международных маршрутах и повышением внутреннего пассажиропотока. Международные перевозки по данным Росавиации, за апрель–сентябрь этого года потеряли 3 млн 795 тыс. пассажиров по сравнению с таким же периодом прошлого года или 13,2%. Всего за границу за прошедший сезон слетали 24,9 млн человек, год назад в такой же сезон путешествовавших за пределы страны было 28,7 млн.

Тем временем внутренние перевозки прибавили больше, чем потеряли международные — 4 млн 739 тыс. человек или 17,6%. Число авиапассажиров на внутрироссийских направлениях увеличилось с 26,8 млн пассажиров до 31,6 млн.

По итогам этого весенне-летнего сезона доля внутренних перевозок составила 55,9%, а международных соответственно 44,1%. Год назад пропорция была почти противоположной – на международные перевозки приходилось 51,6%, на внутренние – 48,4%.

В результате перераспределения пассажирских потоков изменения произошли и в производственных итогах аэропортов. "В условиях кризиса на рынке маршрутная сеть из регионов сокращается, и перевозки концентрируется в Москве", — отметила в докладе на конференции DME CONNECTIONS директор по маркетингу аэропорта "Домодедово" Марина Букалова.

Она сообщила, что пассажиропоток региональных российских аэропортов снизился на 22%, причем упали оба сегмента: число пассажиров на международных маршрутов — на 27%, пассажиропоток на внутрироссийских направлениях — на 5%. Аэропорты Москвы за первые восемь месяцев 2015 года нарастили на 16% число пассажиров на внутренних воздушных линях и потеряли 9% на международных. В результате доля аэропортов Московского авиаузла в общем пассажиропотоке аэропортов России по итогам восьми месяцев составила 77% (против 72% по итогам восьми месяцев прошлого года). "В ряде случаев пассажиры теперь не могут добраться в заграничный пункт полета напрямую", — отметила Марина Букалова.

"Авиакомпании сократили прямые рейсы из регионов России за рубеж. Поэтому те граждане, кто обычно путешествовал за границу через близлежащие города, теперь вынуждены лететь через в основном через Москву и Санкт-Петербург", — объяснял тенденцию Gudok.ru глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Таким образом, статистика по внутренним перелетам включает значительную часть транзитных путешественников: сезоном ранее эти люди летели за границу напрямую из аэропортов ближайших областных центров и учитывались, только как пассажиры международных линий. Теперь, пока они добираются до Москвы, их маршрут учитывается в статистике внутренних линий, затем они уже фигурируют как пассажиры международных рейсов.

Эксперты сходятся во мнении, что в целом летающих за границу людей стало меньше. "Среди факторов, оказавших влияние на динамику пассажиропотока, можно назвать рецессию в российской экономике, негативный политический фон, скачок инфляции и, конечно же, последствия резкого ослабления рубля. Все это привело к сокращению покупательной способности населения и снижению готовности граждан тратить деньги на путешествия", — объясняла на конференции Марина Букалова.

Среди других причин в результате которых внутренние перевозки увеличили долю эксперты называют: субсидированные линии в Крым (куда самолетом оказалось попасть проще чем любым другим видом транспорта) и появление новой аудитории туркомпаний — людей, которые раньше не отправлялись на отдых самолетами, а теперь начали путешествовать внутри страны в том числе и по воздуху.

По статистике компании Kupibilet.ru, учитывающей поисковые запросы на полеты, самыми популярными международными направлениями у россиян в прошедшем сезоне стали Бангкок, Барселона, Гонконг, Тель-Авив и Прага. Таким образом, эти направления оказались скорее наиболее желанными у россиян, пояснили в компании.

tabl.jpg
(Данные сервиса Aviasales.ru)

По данным сервиса Aviasales.ru, который учитывает уже реальные продажи авиабилетов, при путешествие за границу пассажиры направлялись чаще всего в направлении Кишинева (средний чек на это направление подешевел на 258 руб. до 10,8 тыс. рублей) и Еревана (средний чек подорожал на 3,8 тыс. рублей до 15,5 тыс. рублей).

При этом годом ранее, вторым по популярности направлением в прошлом году была Барселона, которая сейчас замыкает топ пяти самых продаваемых направлений, подорожав с прошлого года на 3,904 тыс. руб. до 27,68 тыс. руб. На месте популярного испанского города в этом сезоне оказался Киев, который в 2014 году не входил даже в пятерку самых популярных маршрутов.

До вступления в силу запрета на авиасообщение с Украиной билеты в Киев продавались по средней цене в 9 тыс. рублей. PR-директор Aviasales Янис Дзенис объяснил Gudok.ru популярность направления Москва — Киев весной и летом 2015 года стабилизацией обстановки в украинской столице: "Стрелять перестали, а направление это всегда было популярным". Летать в Европу, по его словам, "стали меньше по понятным причинам — денег меньше".

По данным Aviasales, в топе рейтинга продаж билетов по-прежнему курорты Черногории, несмотря на то, что направление Москва — Тиват подорожало на 8,539 тыс. рублей до 30,5 тыс. рублей. Болгарские курорты, куда в прошлом году продавали билеты в среднем за 7 тыс. рублей, больше не входят в пятерку самых популярных маршрутов.

В структуре международных авиалиний в весенне-летнем сезоне самые значительные перевозки приходятся на Турцию и Египет, куда пассажиров отправляли в основном чартерными рейсами, обращает внимание первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. По его данным, к концу сезона этот сегмент чартерных перевозок сократился с начала года на 30%.

Электронные сервисы действительно могут не учитывать продажи билетов на чартерные рейсы. "Турция и Египет — это больше пакетное направление, куда действительно летают, в основном, чартеры. В нашей статистике их нет, поскольку мы не занимаемся продажей билетов на чартерные рейсы, — уточнила PR-менеджер Kupibilet.ru Юлия Курец. — Трендом отпускного сезона 2015 стал внутренний туризм — около 73% россиян выбрали для своего отдыха отечественные курорты — Сочи, Симферополь, Анапа, Минеральные воды".

В итоге и по данным Kupibilet.ru, и по данным Aviasales, структура самых продаваемых внутренних направлений в целом сохраняется: направления в Симферополь, Санкт-Петербург, и Сочи — самые популярные, билеты по этим маршрутам подорожали, по данным Aviasales, не более чем на 250 руб.

Аналитики рынка указывают, что ключевые изменения в сегменте и в прошлом сезоне и в последнем связаны с авиакомпанией "Трансаэро": еще год назад компания, продавая дешевые билеты, вынуждала конкурентов также снижать цены. С наступлением кризиса, тарифная политика компании не изменилась, увеличивая глубину продаж дешевых билетов пассажирам, компания получала необходимые оборотные средства для оперативной деятельности.

"В продаже появлялись билеты, как на внутренние, так и на внешние направления по бросовым ценам. Например, билеты на новогодние праздники из Москвы в Нью-Йорк и обратно можно было приобрести менее чем за 20 тыс. рублей. В конце августа "Трансаэро" продавали билеты на рейс Москва — Краснодар — Москва с вылетом в сентябре–октябре за 2 тыс. 630 руб., Москва — Симферополь — Москва на бархатный сезон за 2 тыс. 300 руб. Были распродажи и на международные рейсы: Москва — Франкуфурт — Москва — 7 тыс. 800 руб., Москва — Берлин — Москва — 4 тыс. 859 руб., Москва — Дели — Москва — 12 тыс. 404 руб., Москва — Нью-Йорк — Москва — 14 тыс. 700 руб.", — напоминает Юлия Курец.

Однако большинство экспертов считает, что уход с рынка "Трансаэро" приведет к росту тарифов на авиаперевозки, так как "Аэрофлот" становится монопольным перевозчиком на значительной части маршрутов. Особенно туманны перспективы у чартеров. "Что дальше будет с чартерами не известно, "Трансаэро" был основным перевозчиком, и по мнению "Аэрофлота" продавал билеты ниже себестоимости. Наверное, этого больше не будет", — прогнозирует первый вице-президент АТОР Владимир Канторович.
Если оценить динамику пассажиропотока по авиакомпаниям, то больше всех за сезон нарастил трафик "Аэрофлот" — как в абсолютных, так и в относительных величинах. С апреля по сентябрь 2015 года, по данным Росавиации, лайнеры авиакомпании "Аэрофлот" перевезли 14 млн 198 тыс. человек — на 1 млн 347 тыс. человек, или на 10,5% больше, чем в весенне-летнем сезоне 2014 года.

Показатели пассажиропотока "Трансаэро" — 8 млн 589 тыс. человек — на 477 тыс. или на 5,9% больше, чем за сезон прошлого года. Группа S7 прибавила 230 тыс. пассажиров или 5,1%, ее трафик составил 4 млн 705 тыс. пассажиров.

"Уральские авиалинии" перевезли 3 млн 369 тыс. человек — на 237 тыс или на 7,57% больше чем год назад.

У UTair и "России" количество перевезенных пассажиров заметно сократилось. UTair потерял 38,35% прошлогоднего трафика — количество пассажиров сократилось с 5 млн 322 тыс. в сезоне 2014 года, до 3 млн 281 тыс. человек в этом сезоне — на 2 млн 041 тыс. человек. У "России" перевозки упали за сезон на 10,33% (317 тыс. человек) — с 3 млн 072 тыс. до 2 млн 754 тыс. человек
Константин Пукемов, Gudok.ru

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений

Новости

30.08 Вторник
29.08 Понедельник
28.08 Воскресенье
16:36
26.08 Пятница
18:54
25.08 Четверг
24.08 Среда