14 декабря 2018 23:13

Ждем большого грузопотока

Почему в небольшом городе Тынде так много красивых молодых людей? Этот феномен работники местного железнодорожного вокзала, к которым мы обратились с вопросом, объяснили просто: красивые дети чаще всего рождаются у смелых и счастливых людей. А таких в Тынде – чуть ли не каждый встречный. Ведь строить БАМ, а вместе с ним и свою жизнь, приехали со всех концов страны тысячи девчат и парней. Для большинства этот когда-то глухой таежный край стал родным домом, и спустя двадцать – тридцать лет именно они, комсомольцы-добровольцы, остаются основной движущей силой бамовского притяжения и развития. Как подметила билетный кассир Людмила Шалапугина, на таких людях держится весь мир. Сама Людмила приехала в Тынду в 1983 году, здесь вышла замуж, много лет работает в Дирекции по обслуживанию пассажиров и уже точно знает, что из своего города никуда не уедет.

В правоте слов Людмилы мы убедились, побывав на многих предприятиях железнодорожного узла, которые сегодня обеспечивают перевозки пассажиров и грузов на 1670 километрах БАМа. Тындинское отделение было создано первым, еще в 1979 году, и здесь многое делалось впервые. Так, например, чтобы увеличить пропускную способность однопутки, осваивали вождение сдвоенных поездов и поездов повышенного веса. Здесь испытывали на прочность первые четырехсекционные тепловозы мощностью десять тысяч лошадиных сил. Здесь были сформированы первые пассажирские поезда Тында – Москва и первый на БАМе фирменный поезд «Гилюй» сообщением Тында – Благовещенск – ему исполнилось десять лет.

С одной из бригад «Гилюя» мы познакомились, когда «фирмач» готовился отправиться от перрона Тындинского вокзала. Начальник поезда Татьяна Лихачева на «колесах» живет уже двадцать лет. Причем одиннадцать из них работает бригадиром проводников. Чаще всего Татьяна «ходит» на Москву, но не чурается и других маршрутов, которые выполняет местный ДОП, – в Кисловодск, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, Хабаровск, Нерюнгри...

– Чем памятны прожитые на БАМе годы? – задумывается она. – Работой. Ведь не зря говорят, что проводник не профессия, а образ жизни. Вот так и живем: от поездки к поездке...

А начальнику Тындинского отделения Дальневосточной магистрали Георгию Щербакову работа не позволяет расслабиться ни на минуту. И результат налицо – на протяжении трех лет Тындинское отделение не имеет сходов в организованных поездах, два года здесь нет травматических случаев со смертельным исходом. Тревожит НОДа только то, что стареет тепловозный парк, что локомотивное хозяйство дает отделению самое большое количество случаев брака.

– Технологии отстают от жизни и наших желаний, – сокрушается Щербаков. – Мы ждем большого грузопотока по БАМу, готовимся его принять. Для этого поднимем из резерва все старые тепловозы, починим их, подготовим ремонтников и машинистов. Но нужны новые дизеля, нужны запчасти. Не отказались бы мы и от новых тепловозов, от укрепления ремонтной базы...

– Чем больше работы, тем для нас лучше, – добавляет он. – Город Тында с 40-тысячным населением и другие поселки магистрали живут прежде всего за счет железной дороги. Дадим людям работу – значит обеспечим будущее этого сурового края.

Об этом говорили и участники Международного экономического форума «БАМ – инвестиции в будущее России», который прошел в Тынде в день празднования 30-летия с начала строительства БАМа. Перевозка нефтеналива, угля, железной руды, леса, разработка таких месторождений, как Чинейское, Эльгинское, Удоканское, обеспечат магистраль загрузкой на много лет вперед. Но любая стройка, любое освоение нужны не только ради извлечения природных богатств, но и для закрепления в этих краях людей и создания необходимых условий для жизни. Как сказал на форуме президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев, чтобы остановить большую миграцию с Дальнего Востока, нужно создавать как можно больше новых рабочих мест!

В кабинете у Георгия Щербакова лежит снимок НАСА, на котором изображена наша матушка Россия. На фотографии хорошо просматривается множеством светлых точек европейская часть страны, меньше – Сибирь, и только две ниточки светятся на Дальнем Востоке: поярче – Транссиб и едва заметно – убегающий от Тайшета на север БАМ. И эти две тоненькие ниточки, по словам Георгия Анатольевича, помогают России удержать и развивать Дальний Восток и не позволят развалить страну.

– БАМ – это дорога в будущее, – считает он. – Разруха в экономике закончилась, пора вставать на ноги и быть самостоятельными. И примером такой политики служат наше ОАО «РЖД», которое я про себя называю народной акционерной компанией, и его глава Геннадий Матвеевич Фадеев с его величайшим опытом и принципиальной позицией патриота и государственника.

Георгий Щербаков приехал на БАМ почти четверть века назад. Работал энергетиком в Ургале и Февральске. В 1994 году стал главным инженером Тындинского отделения, а через пять лет – его начальником. А впервые на Дальний Восток он попал в начале семидесятых, служил в Комсомольске-на-Амуре в Железнодорожных войсках. В 1971 году он уезжал домой, в Ростов-на-Дону, и, стоя у памятного камня в честь комсомольцев-добровольцев, был уверен, что никогда в эти края не вернется. «Не зарекайся!» – посмеялся над собой, когда вновь пришел к этому камню спустя десять лет.

БАМ – магистраль молодая. Ее капитальное обновление, по всем нормативам, еще впереди. Пока же здесь обходятся средним ремонтом с заменой прогнивших шпал и надлежащим текущим содержанием пути. Последнее обеспечивает и ПМС-310. Предприятие это молодо даже по бамовским меркам: ему всего пять лет.

Необходимо добавить, что именно на Тындинском отделении первыми на сети дорог создали специализированное предприятие по текущему содержанию пути, собрав в него из разрозненных ПЧ всю тяжелую путевую технику. Было это еще в бытность БАМа – тогда еще самостоятельной железной дороги. У истоков преобразования стояли нынешний главный инженер отделения дороги Юрий Пирогов и Геннадий Савицкий – первый начальник ПМС-310.

В механизированную дистанцию пути (будущая ПМС) собрали не только всю технику, но и лучших специалистов. А когда семь лет назад Тындинское отделение присоединили к Дальневосточной дороге, содержание пути здесь было признано лучшим по всем параметрам.

И сегодня наладчики-ремонтники Владимир Тамагаев, Василий Лысенко, Андрей Щеглов, машинисты ВПР Анатолий Черепанов и Сергей Алексеенко, Виктор Гутовский и Александр Чурукшаев считаются лучшими на дороге.

Большую школу путейца, несмотря на молодой возраст, прошел и Константин Кулька: инженер-технолог, начальник техотдела дистанции пути и главный инженер ПМС. В прошлом году, когда Геннадий Савицкий возглавил в Хабаровске новую ПМС, Кулька сменил его в Тынде.

О том, как работает 310-я, говорит и такой факт. Нынче путевая техника вышла на перегоны позже обычного. Помешали осенние дожди и холодная весна. Но уже к июлю коллектив ПМС намного перекрыл прошлогодние показатели и уверенно идет к выполнению плановых заданий.

Но предоставлять многочасовые «окна» на однопутном бамовском пути при росте грузопотока становится все сложнее. Время уже ставит на повестку дня строительство вторых и третьих путей БАМа, электрификацию его восточных участков.

Сегодня грузовые тепловозы Тындинского локомотивного депо бегают без отцепа на тысячу и более километров – от Хани до Ургала, а пассажирские – до Комсомольска-на-Амуре. Плечи в триста и более километров стали нормой для всех машинистов.

При росте длины и веса поездов до 5600 тонн, по словам начальника депо Вячеслава Джиголы, камнем преткновения стал стык Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорог на станции Хани. Техническое состояние парка тепловозов в единственном депо Новая Чара, что на Северобайкальском отделении ВСЖД, не позволяет ускорить пропуск поездов.

Вот тындинцы и предлагают работать объединенным парком машин от Тынды до Таксимо, где начинается электровозная тяга. Новочарцы, по словам Вячеслава Джиголы, не против. Ведь до разделения БАМа они уже работали по этой схеме. И получалось неплохо.

В Тынде мощное тепловозное депо. Здесь делают все виды среднего ремонта вплоть до заводского первого объема... Тем не менее надо только срочно усиливать ремонтную базу. Десять модернизированных тепловозов с дизелем Д49, например, уже имеют пробег свыше 200 тысяч километров.
– В 2005 году им потребуется ремонт в объеме ТР-3, а специального оборудования у нас нет и пока не планируется, – сетует и.о. главного технолога Игорь Кохоновский. – Прежде всего нам необходимо оборудование для ремонта топливной аппаратуры. Будь у нас пропитка, мы могли бы выполнять и заводской ремонт электромашин...

Тындинское депо готовится к большому грузопотоку. И готовится основательно. Об этом говорили нам все: от начальника отделения дороги до рядового слесаря в локомотивном депо. И надо им в этом помочь.

Тынду по праву называют столицей БАМа. А еще – его сердцем. От того, насколько оно работает ритмично и ровно, зависит в целом здоровье магистрали. Побывав на Тындинском отделении Дальневосточной железной дороги, мы можем смело сказать: «Сердцебиение нормальное. Здоровье отличное. Нужны дополнительные нагрузки!»

Евгений БОГАЧЕВ,
спец. корр. «Гудка».
Тында.

В трудную минуту не подведет

В состав восстановительного поезда № 3023, который базируется в районе станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский Октябрьской железной дороги, входит много специальной техники. Есть и сравнительно старая, такая как железнодорожный кран Takraf производства бывшей ГДР. А есть и совсем новая: кран на гусеничном ходу «Сокол-80М», самоходная гусеничная машина СМ-100 и аварийно-осветительная установка «Световая башня». Именно эти новинки были показаны недавно представителям прессы.

Начальник восстановительного поезда Александр Быстров рассказал об их особенностях и технических характеристиках. После этого технику показали в действии. Гусеничные машины, как танки, грозно взревели двигателями. СМ-100 выдвинула на всю длину – а это более 20 метров – свой силовой манипулятор с массивным крюком на конце. А «Сокол», устрашающе лязгая гусеницами, показал весьма неплохую для своих 65 тонн маневренность.

Обе эти машины выполнены на шасси тяжелой артиллерийской самоходной установки, производимой санкт-петербургским заводом «Спецмаш». Кран на него смонтировали в Самаре. Его грузоподъемность при минимальном вылете стрелы достигает 80 тонн, при максимальном – 14. Кран может работать при температуре от -40 до +40 градусов.

У СМ-100 не только шасси, но и все остальное оборудование сделано в Петербурге. Силовым манипулятором машина может поднимать упавшие в воду вагоны, выполнять другие спасательные операции. Кроме того, она оснащена захватом для автосцепки, планировочным отвалом и лебедкой.

Эта самоходная гусеничная машина существует пока в единственном экземпляре. На дороге она проходит опытную эксплуатацию.

Особенно журналистов поразили «Световые башни». До места они транспортируются в виде небольших надувных мешков. Когда такой мешок прибывает на место, его накачивают воздухом, и он превращается в семиметровой высоты «Световую башню». Ночью башни способны освещать площадь до 10 000 квадратных метров. Работоспособность свою сохраняют при ветре до 20 метров в секунду.

Так что техника у наших восстановителей впечатляющая. В трудную минуту не подведет. Но все-таки будет лучше, если применять ее придется нечасто. Недаром, прощаясь с журналистами, Александр Быстров сказал: «Не выезжали давно... И слава Богу».

Виктор БУМАГИН.
Санкт-Петербург.

Заслужил высший балл!

Весной нынешнего года на двух станциях Западно-Сибирской, Табулга и Шипицино, открылись два новых вокзала, можно сказать, нового поколения. Вот что рассказывает об этом начальник службы сигнализации, централизации и блокировки магистрали Владислав Бочарников:

– Несколько лет назад на дороге ускоренными темпами строили посты электрической централизации контейнерного типа. Это позволяло без больших затрат повысить уровень безопасности движения поездов. Но обслуживающему персоналу зимой – а она в Сибири известно какая – приходилось несладко: температура в хоть и утепленном контейнере не выше плюс десяти, а там ведь не сидеть – работать надо. И со временем было найдено другое решение: размещать пост ЭЦ прямо в вокзале. На небольших станциях, где поток пассажиров невелик, такое совмещение вполне допустимо. Шипицино и Табулга стали первым шагом в этом направлении.

И вот торжественно открылся новый вокзал на станции Изынский, недалеко от Новосибирска, где идея совмещения получила дальнейшее развитие.

– Здесь воплощен в жизнь оригинальный проект, который мы считаем стартовым, – заявил на митинге в честь открытия начальник Западно-Сибирской дороги Александр Целько. – Прежде реконструкция на станциях проводилась как бы по частям: обновили вокзал, обновили пост ЭЦ и так далее. Здесь же осуществлен комплексный подход. В основе его – не только создание удобств для пассажиров, не только модернизация техники, но и создание хороших условий для всех, кто здесь трудится.

В самом деле, трехэтажный вокзал для станции, с которой ежесуточно отправляются в путь полторы сотни пассажиров, на взгляд человека непосвященного, может показаться излишней роскошью. Однако в Изынском вокзале помимо кассового зала и зала ожидания, буфета разместились и пост ЭЦ с современным оборудованием, и дежурный по станции, и товарная контора. Нашлось место и для связистов, и для тех, кто будет ремонтировать аппаратуру СЦБ.

Причем для всех предусмотрены не только комфортабельные производственные помещения, но и прекрасные комнаты для приема пищи, оснащенные микроволновками и холодильниками, комнаты для отдыха, а также отличные душевые.

Высвободившиеся здания рядом с этим вокзалом тоже используются по-хозяйски: в бывшем посту ЭЦ теперь оборудована табельная для путейцев (подобных на всей сети поискать), а еще одно здание стало новым магазином. В общем, получился целый комплекс. Причем, как это водится на Западно-Сибирской, и территория прекрасно спланирована и благоустроена.

– Мы не случайно построили все это именно в Изынском, – продолжил Александр Витальевич. – На долю этой станции приходится 40 процентов погрузки всего Новосибирского отделения дороги. И пусть этот груз «непрестижный» – щебень, но в нем остро нуждаются и вся наша магистраль, развернутая длина которой достигает девяти тысяч километров, и другие потребители. Кстати, построенный с участием Западно-Сибирской Камнереченский щебеночный завод, расположенный неподалеку, в этом месяце выходит на проектную мощность два миллиона тонн в год. Значит, поток грузов продолжает нарастать, и люди, которые его перерабатывают, должны трудиться в хороших условиях.

Начальник магистрали поздравил всех участников этой стройки с замечательной «премьерой»! Выступивший на митинге губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский прежде всего подчеркнул, что железнодорожники Западно-Сибирской, построив щебзавод, развивая обслуживающую его станцию, тем самым двигают вперед экономику региона. И при этом не забывают об улучшении условий труда и жизни для всех тружеников.

– Я рад, что здесь присутствует много молодых железнодорожников, – продолжил Виктор Александрович, – и надеюсь, что это послужит им примером качественной, основательной, хорошей работы.

Губернатор вручил представителю расположенного неподалеку от Изынского поселка Горный, где находятся строительные предприятия, ключи от автобуса, на котором теперь будут доставлять их тружеников на станцию.

Разрезается красная ленточка, символический ключ строители вручают начальнику станции Изынский Роману Фомагину. Вокзал открыт. Почетные гости, а за ними и все присутствующие проходят в зал ожидания, осматривают другие помещения. Новый вокзал получает от тружеников станции и пассажиров самый высокий балл.

Григорий МАКСИМОВ.
Новосибирск.

Железнодорожные новости

Самый горячий день лета

В середине сентября завершится сезон летних пассажирских перевозок на Московской железной дороге. Пока можно с уверенностью сказать, что 6 августа стало днем, когда со столичных вокзалов было отправлено самое большое за все лето количество пассажиров – 124,3 тысячи человек. Это на 8 процентов больше, чем в прошлом году.

Всего же в августе Московская магистраль перевезла более трех с половиной миллионов человек. Этот показатель на 3,7 процента превышает прошлогодний за аналогичный период. Рекордсменом среди вокзалов стал Казанский, отправивший от своих перронов почти 794 тысячи пассажиров. Ненамного от него отстал Курский вокзал – отсюда уехали 673 тысячи человек.

Столичные железнодорожники, как и в другие летние месяцы, смогли предложить билетов больше, чем оказалось желающих их приобрести, – почти 4,43 миллиона. Так что проблем с приобретением проездных документов не было. Наиболее востребованными по-прежнему оставались южные поезда к местам летнего отдыха: в Крым, Анапу, Адлер. В Крым в пиковый день 6 августа отправились почти 14 тысяч отпускников, а всего за месяц – 262 тысячи, что на 19 процентов больше, чем в прошлом году. На курорты Северного Кавказа поездами поехали 275,5 тысячи человек.

Растущая популярность здравниц России и Украины не дает расслабиться железнодорожникам, и они делают все возможное, чтобы обеспечить доставку туда отдыхающих.

Анна АГАПОВА.
Москва.


Платформы станут удобнее

Станции Свердловской железной дороги будут оборудованы пассажирскими посадочными платформами новой конструкции.

СвЖД заключила контракт с Верещагинским заводом железобетонных конструкций на поставку сборных «продуваемых» пассажирских платформ. В 2005 году планируется установить их на 10 станциях Свердловской магистрали. Преимущество таких платформ перед обычными заключается в том, что их легче ремонтировать, – поврежденные части можно заменять новыми, и нет необходимости реконструировать все сооружение. Для удобства и безопасности пассажиров платформы оборудованы лестницами и металлическими перилами.

Юлия ВЕРХОВЫХ.
Екатеринбург.


На Северной развивают ремонтную базу

В этом году на строительство и развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Северной железной дороги выделено свыше 386 миллионов рублей.

Из них централизованные средства ОАО «РЖД» составляют более 343 миллионов рублей, остальное – собственные ресурсы дороги.

В первую очередь капвложения были направлены на завершение строительства пунктов технического обслуживания локомотивов на станциях Лоста и Обозерская, с вводом которых в эксплуатацию значительно увеличится объем и качество ремонта электровозов ВЛ80. Также большие надежды руководство дороги возлагает на строительство цеха технического ремонта в депо Шарья, где будет организован поточный крупноагрегатный ремонт маневровых локомотивов серии ЧМЭ3.

Михаил ДИМОРОВ.
Ярославль.


Вокзал под наблюдением

На вокзале станции Ижевск Горьковской железной дороги завершен монтаж 26 видеокамер, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения терроризма. За систему видеонаблюдения Ижевское отделение ГЖД заплатило полтора миллиона рублей.

Камеры разместили на всех важных участках вокзала: в залах ожидания, помещениях билетных касс, на платформах, эстакадах, привокзальной площади и в других местах.

Видеоинформация поступает в диспетчерский пункт, где круглосуточно дежурят сотрудники Ижевского линейного отдела внутренних дел на транспорте, прошедшие специальную подготовку. Они говорят, что теперь вокзал стал «прозрачным» – можно постоянно наблюдать за происходящим. Более того – запись положить в архив.

Сейчас на вокзале проводится серьезная реконструкция. Однако железнодорожники не стали ожидать окончания работ и установили систему видеонаблюдения. Таким образом, теперь все крупные вокзалы Горьковской дороги получили «всевидящее око».

Анна ПЕТРОВА.
Ижевск.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв