11 декабря 2018 16:27

Паровоз моего прадеда

Мы должны сохранить память о героях

Ещё совсем маленькой девочкой я очень любила рассматривать красивые цветные фотографии в семейном альбоме. С радостью узнавала на них своих родных: «Это мама, это папа, а это мой старший братик...» А позднее моё внимание стали привлекать чёрно-белые снимки. Люди на этих фотографиях были мне совсем не знакомы, но удивительным образом притягивали к себе.
Особенно мне нравилась фотография, на которой был изображён мужчина с огромным букетом цветов в окружении празднично одетых детей. Сняты они были рядом с паровозом.

Потом и на других снимках я стала узнавать того человека. «Кто же этот дяденька? И почему его фотографии хранятся в нашем доме?» – расспрашивала я маму. «Это мой дедушка, а твой прадед!» – с нескрываемой гордостью отвечала она.

Теперь я знаю, что человек с фотографии в семейном альбоме – мой прадед Иван Андреевич Васильев. И он – настоящий герой! В нашей семье бережно хранят его награды: Золотую медаль Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Из рассказов бабушки, дяди, мамы я многое узнала о героической жизни и судьбе своего прадеда.

Вся жизнь Ивана Андреевича Васильева была связана с бологовской землёй и железной дорогой. И прадед его, и дед, и отец трудились на «железке». С детских лет Ваня знал, что, когда подрастёт, тоже будет мерить путь от деревни Малиново до станции Алёшино. Сколько лежали там рельсы да шпалы, столько и ходили туда на работу Васильевы. Только не хотел мальчишка, как его отец, проверять и смазывать стрелки. Мечтал он лететь по рельсам на паровозе, пугать всех гудками и в окошко поглядывать.

Не сразу сбылась мечта Ивана. Семья Васильевых была большая, полна изба маленьких детей, а кормилец один – отец. Пришлось Ванюше впрягаться в дело, помогать старшим. Был он и пильщиком дров, и путевым рабочим, и слесарем. Уже тогда, в самом начале трудовой биографии, люди с уважением относились к работящему, смышлёному пареньку.

Но никогда, ни при каких обстоятельствах Иван не забывал о своей мечте. Остановится поезд на разъезде – Ваня тут как тут. Можно потрогать колёса, послушать, как шипит и дышит паром паровоз. Это были счастливые минуты.

Шли годы. В 1930-м мятежное время забросило комсомольца Ивана Васильева в Забайкалье и на Дальний Восток, где свирепствовала банда Семёнова. Бандиты нападали на станции, пускали под откос поезда. Два года чинил он в Читинском депо исковерканные паровозы.

Трудная, но полезная это была школа. В то время открылся у Ивана удивительный талант: лишь взглянув на паровоз, он мог безошибочно определить его неисправность. За этот талант уважали старые машинисты молодого слесаря и всегда обращались к нему с просьбой: «Погляди-ка мой паровоз, Ванюша».

А Ванюша так и не расстался со своей мечтой сесть в его будку за главного.

Вернулся в родные края. Сначала стал помощником машиниста, потом окончил школу машинистов. И вот первый самостоятельный рейс Бологое – Малая Вишера. Так началась жизнь на колёсах.

Хорошим машинистом стал Иван. Заслужил уважение и почёт. Добрая слава о локомотивной бригаде машиниста Васильева шла по всей Октябрьской дороге.

Налаживалась и семейная жизнь Ивана Андреевича. Жить бы, работать, растить детей. А тут такая беда – война!

День и ночь через Бологое шли эшелоны с людьми, техникой, боеприпасами, продовольствием. Жестокие бомбёжки города и узла были почти каждый день. Редкие сутки проходили без воя сирен и разрывов бомб. Это был настоящий ад!

В марте 1943 года Герингу в Берлин докладывали, что «станций Бологое и Медведь не существует. Они стерты с лица земли». Но это была неправда. Станция жила и работала. Военные эшелоны шли к фронту.

Водил поезда в эти страшные годы и машинист Васильев. Не раз будка паровоза была изрешечена пулями, осколками от бомб. Но всегда его паровоз был на ходу. Сколько ни бомбили фашисты, попасть не могли. Наловчился Иван Андреевич водить за нос гитлеровских стервятников.

Но однажды лётчик-фашист бросил бомбу так близко перед мчавшимся поездом, что Васильев на мгновение подумал, что это конец. Но не дрогнула бригада, не покинула свой пост. Повезло: живы остались и поезд спасли.

По пятьдесят – семьдесят самолётов посылало немецкое командование бомбить Бологое. На пути бомбы сыпались градом. И вот запылало локомотивное депо. От пожара в любую минуту могли взорваться стоявшие рядом на путях вагоны с боеприпасами. И в это огненное пекло, пренебрегая смертельной опасностью, помчались два паровоза. Один из них вёл Иван Андреевич Васильев. Бомбы взрываются совсем рядом, огонь полыхает совсем близко, а машинисты, их помощники, кочегары размотали шланги, включили насосы и мужественно повели борьбу с огнём. Огонь был укрощён.

Немало поединков с ненавистным врагом выиграл бологовский машинист. Всегда в целости и сохранности в точно назначенный срок доставлял военные грузы под Ленинград и Ржев.

В годы войны стал Иван Андреевич коммунистом. Вместе со всем народом посчастливилось ему радоваться Победе над фашистской Германией.

Памятная стела в локомотивном депо и обелиск у здания вокзала – это дань мужеству бологовских железнодорожников в годы войны.

Наконец пришла победа. Начались новые, не менее трудные бои на трудовом фронте. Надо было приводить в порядок изрядно потрёпанные за годы лихолетья паровозы, чтобы возить по железной дороге мирные грузы. И опять машинист Васильев на колёсах. Опять бессонные ночи, трудные рейсы. Всё, что знал и умел, Иван Андреевич спешил передать молодым. Многие машинисты стали его достойными учениками.

Стал хорошим машинистом и его сын – Николай Иванович. Только водил он не паровоз, а электровоз.

С детских лет мечтал стать машинистом, таким, каким был дед, его внук Саша. Мечта Александра Николаевича Васильева сбылась. Как и для деда, локомотивное депо стало для него вторым домом.

Прошли годы, уже давно нет с нами моего прадеда Ивана Андреевича Васильева, потомственного железнодорожника, бологовского машиниста. Но, как и прежде, Бологое – город железнодорожников. Как и прежде, бегут мимо, лишь задерживаясь у платформы, поезда, поезда, поезда... Да какие! Из окон кабин «Сапсанов», мчащихся в Москву и Петербург, молодые машинисты видят установленный на перроне вокзала в Бологом паровоз – тот самый, на котором в годы войны машинисты под непрерывными бомбёжками, рискуя жизнью, водили поезда на фронт.

Быть может, это паровоз моего прадеда...

Ольга Широкова,
ученица 11-го класса средней школы № 10
город Бологое


От редакции
Это сочинение, присланное на конкурс «Эшелон памяти», который проводит в Бологом благотворительный фонд «Эшелон». Его организовала журналистка Маргарита Сивакова. Бологое в марте 1943 года пережило десять суток настоящего ада, станцию непрерывно бомбили и обстреливали более четырёхсот фашистских самолётов. Фонд хранит память о тех днях. Участие в организованном им вместе с городским музеем творческом конкурсе приняли более сорока человек. Благодаря семейным архивам, старым фотографиям и воспоминаниям оживала правда о войне.

Благотворительный фонд «Эшелон» затеял новое доброе дело – объявил сбор средств на создание в Бологом мемориального комплекса в память о подвиге железнодорожников. Взяться за эту работу согласился народный художник России скульптор Евгений Антонов.

Расчётный счёт благотворительного фонда бологовских железнодорожников «Эшелон» № 40703810000550003183 в Филиале «ОРБИТА» ОАО КБ «Торжокуниверсалбанк»

Реквизиты банка:
Адрес: 170005, г. Тверь,
ул. Мусоргского, 12
ОГРН 1026900000170
ИНН 6915001057
КПП 695202001
БИК 042809903
к/с 30101810900000000903
ОКПО 50343461.

Средства направлять с пометкой: «Пожертвования на возведение монумента героям-железнодорожникам».


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв