19 ноября 2018 12:38

Душа раскрывается в песне

Известный эстрадный певец Ярослав Евдокимов родился на Украине, долгое время жил в Белоруссии. Сегодня обладатель роскошного баритона много и успешно работает в России, подтверждая аксиому о неразрывной связи национальных культур братских славянских народов. Его песни принесли ему любовь и широкое признание у слушателей. Но в мире шоу-бизнеса, где все продается и покупается, Ярослав Евдокимов как был, так и остается белой вороной.

– Ярослав, вы одинаково хорошо исполняете как русские, так и украинские народные песни...
– Так у меня мама украинка, а отец русский, из Перми. Поэтому красивые украинские мелодии и русская широта мне одинаково близки. Я с детства воспитывался на русских и украинских песнях. Народные песни – это источник, из которого черпать и черпать. Многие сегодня бросились подражать западным певцам, но это никому не интересно. Там уже просят: привозите свое, народное, чтобы обязательно были черточки национального колорита. Вот почему большим успехом за границей пользуется Кубанский хор, другие народные коллективы. Уже молодые певцы делают современные аранжировки на основе национального фольклора.

– Так и должно быть, но, к сожалению, народную песню сегодня отовсюду вытесняют. В развлекательных программах заправляют наглый блатняк под названием «русский шансон» и попса, насквозь лживая, бездарная и слащавая. На этом фоне ваши песни – мелодичные, задушевные – звучат неким диссонансом. Как вы чувствуете себя на эстраде рядом с такой пошлятиной?
– Чувствую себя не очень уютно. Голосовые певцы сейчас не в моде. В основном на эстраде певцы разговорного жанра, поэтому я давно ощущаю себя белой вороной. Начинаю думать, а, собственно, зачем мне этот голос был дан. Но, слава Богу, еще жива и здорова моя публика, которая со мной росла и взрослела. Вот поэтому я востребован. Моя публика – это не бизнесмены, не новые русские, это нормальная умная интеллигенция, учителя, врачи. Это люди, у которых всегда мало денег, к сожалению. Но они ходят на мои концерты, потому что скучают по голосу, по душевной лирической песне. На эту публику я надеюсь, на ней и страна наша держится.

– Ваши шлягеры 80-х – «Полинушка», «Маменька», «Колодец», «Роза красная» – и сегодня задевают душевные струны слушателей?
– Вы знаете, было время, я хотел обновить репертуар, но это не возымело успеха, потому что мое поколение – это люди, которые выросли на красивой мелодии, хорошем слове. Эти песни были талантливые, они десятилетиями жили и живут до сих пор. А новые песни не затрагивают душу, это музыка для ног и телодвижений. Это песни-однодневки, которые не остаются ни в голове, ни в душе.
Раньше, при советской власти, хотя я ее не идеализирую, отбор певцов и репертуара был очень жесткий. Уж если выходили на широкую эстраду, то это были высокопрофессиональные люди, их слушали многие годы. Такого не было, как сейчас: промелькнул – и все. И цензура, которую отменили, как выяснилось, необходима. Потому что тексты песен сейчас такие, что хочется, чтобы ребенок твой их не слышал, потому что стыдно. В общем, с этой псевдодемократией очень много нехорошего появилось.

– В разложении эстрадного жанра виновато наше насквозь коррумпированное телевидение. Там заправляют воротилы шоу-бизнеса, цель у которых одна – обогащение любой ценой...
– Абсолютно верно. Там своя компания, свои связи, поэтому мы видим на экране практически одни и те же лица годами, десятилетиями. Других туда просто не пускают – такая местечковая система. Меня часто спрашивают: почему вас не видно на телевидении, вы такой хороший певец? А я не знаю даже, что ответить. На правительственные концерты меня приглашают, телевидение снимает, а при трансляции меня обязательно вырезают. Это было много раз, так что я стал отказываться от концертов. В общем, это сговор, потому что никому не нужны конкуренты. А я по натуре человек не пробивной. Меня жизнь не научила дружить с «нужными» людьми. Зато чувствую себя немножечко чище и внутренне свободнее. Потому что, как только начинаешь дружить из-за чего-то, ты впадаешь в зависимость и становишься рабом на многие годы.
Меня тоже звали на разные презентации, но я пару раз побывал там и понял, что это не мое. Сама презентация никому не нужна, главное, чтобы тебя телевидение показало, каждый себя рекламирует. Там собирается одна и та же бражка, все друг друга хвалят, поют дифирамбы. Например, одна певица спрашивает: ну как моя песня? Он говорит: за всю свою жизнь я подобного не слышал. Та, бедная, аж потеет от радости. А на самом деле это уровень элементарной сельской самодеятельности.

– В общем, ярмарка тщеславия?
– Да, и знаете, я решил лучше быть в стороне, чтобы уважать себя. На телевидении все решают деньги, оно покажет любого, только плати. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. Талантливые люди всегда появлялись из провинции, из глубинки. И сейчас есть такие тенора, что Басков по сравнению с ними – просто самодеятельность. Вот им надо помогать. Но настоящие меценаты – это образованные, культурные люди. А наши «денежные мешки» – это духовно очень бедные люди. Им на все наплевать, они думают о том, как бы им украсть, как уйти от налогов, как перевести деньги на Запад.

– Ярослав, ваши песни заряжают добрыми чувствами, мощной энергетикой, желанием жить. Вы очень затрачиваетесь на концертах. А как вы восстанавливаете силы?
– Вы знаете, если у тебя серьезное отношение к сцене, если ты отдаешь песне душу, сердце, то, конечно, очень выматываешься. А многие певцы сегодня «фанерку» поставят, попели-потанцевали и после концерта такие свеженькие, чистенькие. Конечно, так можно двадцать концертов давать в день. Я же после концерта, как выжатая тряпка. Прихожу в гостиницу и не могу уснуть. Принимаю таблетки и все равно засыпаю в три-четыре часа. А восстанавливаюсь только сном, потому что если певец мало спит, то его голос не звучит.

– Расскажите, какие новые песни вы записали в последнее время?
– Трагедия Беслана потрясла всех, многие композиторы и поэты откликнулись на нее. И у меня появилась очень хорошая песня, которая называется «Это мы, Господи». Ее очень тепло принимают. Вообще в моем репертуаре много серьезных вещей. Какая жизнь, такие должны быть и песни. А мы живем далеко не в раю. Но устраивать пир во время чумы – это гнусно. На телевидении в день бесланской трагедии шли развлекательные передачи. По НТВ пустили фильм «Секс в большом городе».

– Что же это за люди, которые не любят свою страну и демонстрируют полное безразличие к ней?
– Вы знаете, что-то с моралью у этих людей стало. Конечно, если мы будем думать только о том, что у нас в холодильнике, это уже будет не нация, не страна, а просто какая-то территория. А страна-то красивая, хорошая. Я считаю, что русский народ – это гениальная нация, какие писатели, какие композиторы, какие архитекторы! Москва – она же красавица. Иностранцы, когда приезжают в столицу, идут по Красной площади, говорят: мы даже не ожидали, что она такая красивая. Значит, народ талантливый, если построил такой город.

– «Гудок» является информационным партнером вашего сольного концерта, который состоится в Петербурге 22 октября. Расскажите, что вы включили в программу?
– Все самое лучшее. Это будет дополнительный концерт, потому что на предыдущем были переаншлаги, и многие желающие не смогли на него попасть. И мы решили дать дополнительный концерт. Для этого хотелось подготовить какие-то новые вещи. И у меня появилось несколько новых песен Виталия Окорокова, Александра Морозова... Потому что публика в Петербурге очень серьезная, интеллигентная, там зря аплодисменты не будут дарить. И я всегда волнуюсь, когда мне предстоит выступать перед петербуржцами.
Информационная поддержка «Гудка» для нас очень важна. Потому что сегодня это одна из самых интересных газет, которая освещает все жизненно важные вопросы – и политические, и культурные, и многое другое. А какие книги выходят в «Библиотеке «Гудка»! Просто класс!

– Этот проект осуществляется благодаря поддержке руководителя отрасли Геннадия Фадеева...
– Я испытываю огромное уважение к этому человеку. Это настоящий патриот, он сохранил железные дороги. И сегодня это едва ли не единственная отрасль, которая крепко стоит на ногах. Побольше бы нашей стране таких руководителей, как Фадеев. Вообще необходимо усиление государственной политики во всех областях. Потому что народ живет скверно. Идет зима, а во многих регионах нет отопления, труб, значит, люди останутся без тепла. Но я думаю, Путин наведет порядок. Я считаю, что с Президентом нам повезло, он настроен решительно. А то получается, что в стране одни дураки живут. Есть же и умные люди. И вообще нация разумная. Великая держава, а такое ощущение, что как будто мы какие-то изгои. Разве бездарный народ мог бы освоить такую огромную территорию? У маленького бездарного народишки и территория была бы маленькая. Но русские отвоевали огромные пространства, значит, была огромная энергия у нации. Поэтому и боятся на Западе, чтобы Россия не стала мощной державой. Кому нужен сильный конкурент?

– Недавно вышел новый ретроальбом «20 шлягеров Ярослава Евдокимова»...
– Его выпустили пираты. Где они собирали песни, я даже не знаю. Я с этого ни копейки не получил, но я им все равно благодарен за рекламу.

– В этом альбоме две песни железнодорожной тематики – «Огни вокзала» и «Последний поезд»...
– Да? Ты смотри, включили все-таки. Это очень красивые песни. «Огни вокзала городского...» – кстати, моя любимая песня. Да и «Последний поезд». (Напевает) «Уходил последний летний поезд...» К поездам и к железной дороге я отношусь с большим уважением. Моя бабушка, хоть и безграмотная, но очень мудрая, говорила: «Славик, не летай самолетами, лучше езди поездом. Спокойнее, безопаснее». И я, как только начинаются гастроли, первым делом узнаю, можно ли доехать туда на поезде. Вот и сейчас собираюсь в Петербург, и уже заранее душа радуется: вечерком сел – утречком приехал, удобно, надежно, безопасно.

Игорь ЛОГВИНОВ.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв