19 ноября 2018 04:24

Капитан, улыбнитесь!

«Теплоходы похожи на людей: они рождаются, живут, работают, умирают. У многих судов жизнь долгая и счастливая, у некоторых — печальная и короткая. А у нашего «Ивана Кулибина» – яркая и чистая» — так поэтично говорит о своем теплоходе его капитан Сергей Селезнев.

...Двухлетний Сережа еще делал свои первые шаги по пароходу «Социализм», где отец работал вторым помощником механика, а мать старшей проводницей, когда летом 1960 года на чешской судоверфи в Комарно сошел со стапеля теплоход «Андрей Жданов» — будущий «Иван Кулибин». Трехпалубник начал нести свою трудовую вахту. А Сережа, как и все затонские мальчишки в поселке Память Парижской Коммуны на берегу Волги, играл в капитанов, бегал провожать пароходы.

— Мы знали наизусть все гудки наших судов, — вспоминает Селезнев, — у каждого свой звук, своя тональность. Услышав, как гудками прощается с затоном судно, мы говорили: «Гляди, Мишкины родители поехали!»

Среди знакомых гудков слышались и сигналы «Андрея Жданова». Только Сережа тогда еще не знал, что это судно станет его судьбой. Зато точно знал, что станет речником. Любовь к Волге он впитал с молоком матери, а любовь к профессии ему, как и десяткам других мальчишек, привил известный речник Юрий Мидов, создавший Клуб юных капитанов.

Мальчишки, изучая правила плавания и постигая азы речного дела во время практики на «Капитане Рачкове», становились серьезнее и дисциплинированнее.

После школы сомнений, куда идти дальше, у него не было — конечно, в Горьковское речное училище имени Кулибина. Курсант Селезнев не догадывался тогда, что с именем талантливого нижегородского механика-самоучки будет связана большая часть его жизни. А курсантские годы пролетели быстро. И становление молодого судоводителя продолжилось на грузовом флоте. Селезнев работал на толкачах в затоне имени Маркса, потом в родном поселке на дежурном судне «Командорский». А в 79-м пришел третьим штурманом на «Спартак».

Встреча Селезнева с теплоходом «Андрей Жданов» произошла два десятилетия назад. Судно сразу пришлось ему по душе. По его словам, теплоход был не «пижоном», как тогда речники называли туристические лайнеры, а «рабочей лошадкой», трудягой, как все суда транспортной линии Москва — Астрахань. И они перевозили не только пассажиров, но и грузы.

Именно на «Андрее Жданове» Сергей Селезнев стал постепенно настоящим капитаном — знающим, выдержанным, опытным. А экипаж был сплоченным коллективом. Если нужно было что-то срочно сделать на судне, на аврал выходили все — от штурмана до повара, помогали и жены членов команды, и дети.

— А как же иначе? — подтверждает повар Татьяна Ходяшева. — Ведь теплоход всем нам — дом родной. Столько труда в него вложено!

Татьяна Павловна на этом судне уже 29-ю навигацию. Здесь вырос ее внук Сергей и сейчас трудится на «Иване Кулибине» рулевым.

Кстати, «Андрея Жданова» решили переименовать в начале девяностых. Остановились на имени Ивана Кулибина.

Когда четыре года назад Сергей Арсентьевич возглавил экипаж, он уже хорошо знал и характеры людей, и традиции, заложенные его предшественниками. Одна из свято соблюдаемых — опускать на воду венки в Волгограде в память о погибших в войну. А проходя мост в Ульяновске, гудками вспоминать жертвы аварии на «Александре Суворове». Еще была традиция почти три десятка лет – дружба с детским домом в городе Тутаеве под Ярославлем. Ребятишки, оставшиеся без родителей, весь год старались хорошо учиться, за что их награждали поездкой на теплоходе.

Теперь в Тутаеве детского дома нет, но по-прежнему выходит на крутой волжский берег его бывший директор Раиса Николаевна и машет рукой «Ивану Кулибину». А судно в ответ дает несколько гудков.

Недавно в рубку зашел пассажир и обратился к капитану Селезневу:
— Я когда-то воспитывался в Тутаевском детдоме и вас очень хорошо помню. Вы мне показывали, как судном управлять, на палубе мы что-то вместе мастерили. Спасибо экипажу теплохода. Благодаря вам я встал на верную дорогу. Работаю мастером на заводе.

О судьбе только одного бывшего детдомовца узнали на судне. Но даже если одному мальчишке помог «Иван Кулибин» — значит не зря опекал экипаж сирот.

Много людских судеб связано с теплоходом.

— В один из рейсов на судно села пожилая женщина с маленькой девочкой, — рассказывает Сергей Арсентьевич. — Сорок лет назад, сказала она, на «Иване Кулибине» познакомилась с будущим мужем и вот сейчас снова оказалась здесь, но уже со своей внучкой.

«Ивана Кулибина» любят: у теплохода и его экипажа за эти годы появилось много друзей в волжских городах. Гости судна восхищаются красивым оформлением коридоров и салонов. В этом большая заслуга братьев Давлета и Ахмета Гиматовых из Тольятти. Интерьер теплохода украшают их картины и фотографии, модели судов и макеты церквей. Пассажиры «Ивана Кулибина» говорят, что путешествуют, как в плавучем музее. Благодаря же усилиям экипажа судно сохраняется все 45 лет в хорошем состоянии.

— Теплоход — это живой организм, а не кусок железа, — уверен капитан Селезнев. — Он ведь не только дает нам работу, кормит – он для экипажа родное существо. Как можно к нему иначе относиться, если я 20 лет рядом с ним круглый год. Во время зимнего судоремонта приходишь на теплоход, как к близкому человеку в больницу. А весной после «лечения» он оживает — посвежевший, помолодевший, готов снова отправиться в путь.

Доброжелательную, приветливую атмосферу на судне создают люди. «Ивану Кулибину» повезло — здесь всегда работали настоящие волгари. У многих на теплоходе выросли дети, пошли по стопам родителей. Речные династии нередки в затоне. До сих пор, хотя сейчас другие, «капиталистические», времена, в поселке уважительно относятся не к тому, у кого кошелек толще, а у кого дети речники. И с гордостью говорят: «У меня сын капитан».

Обидно Сергею Селезневу, что дети не пошли по его стопам. Но пусть своим не пригодились накопленные знания — он щедро делится ими со штурманами, рулевыми, учит уму-разуму практикантов из речного училища. Кто-то начинал еще матросом, дорос до командирской должности. Александр Нейман помнит, как на практике впервые встал к штурвалу рулевым именно на «Иване Кулибине». А сейчас он здесь второй штурман.

...Теплоходы — как люди. Труженику «Ивану Кулибину» есть чем гордиться: 45 лет он честно и добросовестно служит людям. Хочется надеяться, что судну предстоит еще долгая трудовая вахта, что оно все так же будет ходить по нашей Волге-матушке, доставляя радость своим пассажирам.

Ирина КУКАНОВА
Нижегородская обл.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв