20 ноября 2018 18:42

Герои-железнодорожники

Весом вклад железнодорожников в победу советских войск на берегах Волги.

В числе тех, чьи имена навечно вписаны в славную историю Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, начальник станции Сарепта Сталинградской магистрали
Александр Сурков.

Летом 1942 года, когда огненный вал сражений докатился до берегов Волги, он возглавил коллектив этой станции. Сарепта уже тогда была фабрикой по переработке вагонопотоков, следовавших с трех направлений.

8 августа фашистские танки, совершив прорыв, вышли к южным подступам Сталинграда. На путях Сарепты скопилось множество вагонов с бензином и мазутом, другими грузами. Сурков дал указание о вывозе их на причальные пути Красноармейского затона. Стрелочники, составители, сцепщики и смазчики единой смены работали без устали. Туда-сюда сновали маневровые паровозы.

В полдень над станцией загудели сигналы сирен: воздушная тревога! 17 вражеских самолетов атаковали ее. От бомбежки занялись огнем вагоны. Но люди не дрогнули. Машинист Иван Плешаков провел пожарный поезд к месту пожара. Сурков со своим помощником Капуновым спасали военное имущество, выводили группы вагонов с боеприпасами и вооружением из опасной зоны. Глядя на командира, другие железнодорожники действовали также отважно.

Старший помощник начальника станции Лузик вывел из-под огня с десятого пути 37 вагонов, груженных боеприпасами. А в северном парке бригада составителя Андронова спасла от огня 125 вагонов.

После ликвидации пожара Сурков поставил задачу срочно очистить парки от разбитых составов и восстановить движение. На помощь железнодорожникам пришли красноармейцы, трудящиеся Кировского и Красноармейского районов Сталинграда. Через двое суток были восстановлены движение поездов и маневровая работа.

11 сентября гитлеровцы перерезали железную дорогу у станции Ельшанка и начали штурм города. Сарепта оказалась отрезанной от Сталинграда. Враг находился совсем близко. По приказу военного командования значительная часть коллектива была эвакуирована за Волгу. В Сарепте осталась лишь группа железнодорожников во главе с Сурковым. Они подвозили к фронту грузы, эвакуировали раненых.

2 февраля 1943 года в Сарепту из Сталинграда пришел первый грузовой поезд. Полугодовая блокада завершилась, и сарептяне снарядили в город поезд, который доставил рабочих на митинг, посвященный разгрому гитлеровцев.

Военные испытания серьезно подорвали здоровье Суркова. Он ушел из жизни в 1953 году. Александр Иванович был награжден золотой медалью «Серп и молот», двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», а также двумя знаками «Почетному железнодорожнику».

...25 июля 1942 года дежурный по станции Липки Сталинградской дороги Никита Олейников сдал смену, продолжавшуюся трое суток, за которую отгрузил 415 вагонов зерна, выдержал вместе с другими движенцами несколько налетов вражеской авиации и уже было собирался идти домой, как со станции Иловля по телефону сообщили, что из-за Дона летит большая группа немецких самолетов. А на станционных путях находилась сплотка из 6 паровозов, эшелон с автомашинами и пушками, состав с зерном и 13 цистерн с горючим.

И вот уже началась ожесточенная бомбежка станции. Но Олейников оставался на посту, даже когда узнал о гибели жены и детей: тушил загоревшиеся вагоны, спасал военные грузы.

19 ноября 1942 года началось наступление советских войск под Сталинградом. Войска Воронежского и Юго-Восточного фронтов соединились в районе Калача. Были освобождены Арчеда, Липки и Иловля. Машинисты паровозных колонн особого резерва НКПС, работавшие на этом участке, отлично знали мужественного дежурного по станции Липки, от мастерства которого зависело безостановочное движение воинских эшелонов к фронту.

5 ноября 1943 года Никите Олейникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А еще через полгода он стал начальником станции.

Более четырех десятилетий Олейников встречал и провожал поезда на станции Липки. Трудился по совести, пройдя путь от путевого рабочего до начальника станции.

После войны боевой движенец удостоился второго ордена Ленина, вышел на заслуженный отдых, но продолжал трудиться весовщиком во время хлебных перевозок.

Станислав КАСАТЫЙ
Волгоград
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв