11 декабря 2018 16:43

Лидер отечественного тормозостроения

Андрей СТРЕЛЬЦОВ<br /> Фото предоставлены<br /> ОАО МТЗ ТРАНСМАШ

Ровно 85 лет назад, в 1921 году, постановлением ВСНХ был создан Московский тормозной завод (современное название – ОАО МТЗ ТРАНСМАШ) – ведущий отечественный производитель тормозных систем, пневматических и электропневматических изделий тормозного оборудования и приборов безопасности подвижного состава рельсового транспорта.

За эти годы приборами управления тормозами, разработанными заводом, были оснащены миллионы вагонов, локомотивов, поездов метрополитена, рельсовых автобусов и скоростных экспрессов железных дорог стран СНГ, Балтии и многих других государств.

История МТЗ – это летопись отечественного тормозостроения, здесь многое делалось впервые. Секрет многолетней успешной работы предприятия в том, что на нем удается соединять творческий талант конструкторов и известных изобретателей, начиная с Флорентия Казанцева и Ивана Матросова, с мастерством всего трудового коллектива. Единство научной и производственной базы всегда позволяет заводу создавать и выпускать самое совершенное тормозное оборудование.

Именно МТЗ в 1935 году доверили оснастить пневматическими тормозами вагоны лучшего в мире московского метро.

В те же годы воздухораспределитель системы Матросова был принят коллегией МПС в качестве типового для пневматического тормоза грузовых вагонов всех железных дорог СССР. В дальнейшем на заводе освоили производство электропневматических тормозов для грузовых поездов.

В годы Великой Отечественной войны МТЗ выпускал для фронта корпуса реактивных снарядов для легендарных «катюш», мины для минометов, арматуру для зениток, гильзы патронов. Но и профильная продукция завода работала на Победу. Так, на санитарные поезда устанавливали воздухораспределители Матросова МП 42, чтобы вдвое увеличить их длину.

После войны при заводе правительственным постановлением было создано специальное конструкторское бюро по тормозостроению, в котором разработали целый ряд приборов электропневматических тормозов для грузовых и пассажирских вагонов и локомотивов, а также для моторвагонного подвижного состава. Главная задача специалистов МТЗ – обеспечивать безопасность движения железнодорожных составов в условиях постоянно растущего объема перевозок, увеличения скоростей движения и массы поездов. Например, заводчане в 1971 году внедрили тормозные системы для первых отечественных скоростных поездов РТ и ЭР200, а созданный ими воздухораспределитель типа 483 обеспечил пропуск состава с рекордным для наших железных дорог весом 42 тыс. тонн.

В апреле 1993 года завод был преобразован в акционерное общество Трансмаш. Предприятие приступило к созданию тормозных систем нового поколения повышенной безопасности с развитыми средствами диагностики и с применением микропроцессорной техники в системах управления. Наиболее важные из них, используемые сегодня в вагонах метрополитенов, – это электропневматические тормозные системы с авторежимом, обеспечивающие все виды пневматического торможения и отпуск тормозов, а также система автостопа, обеспечивающая экстренное автоматическое торможение поезда при проезде запрещающего сигнала светофора. Также для подземки МТЗ поставляет пневмодроссели, сигнализаторы давления, воздухораспределители для дистанционного управления дверями вагонов и многое другое.

Особая гордость специалистов завода – оснащение метровагонов нового поколения «Яуза». На этом поезде впервые внедрена система пневматического рессорного подвешивания, обеспечивающая плавность хода состава. Оригинальные конструктивные разработки повысили управляемость метропоездов, эффективность работы тормозов, комфорт для пассажиров, а также позволили сократить эксплуатационные расходы метрополитена за счет увеличения межремонтных сроков работы тормозных приборов в 3 – 5 раз.

Аналогичная тормозная система разработана на МТЗ и для вагонов легкого метро «Русич», при этом она отвечает повышенным климатическим требованиям, так как эти вагоны эксплуатируются преимущественно на открытых участках метрополитена. Обеспечено соблюдение всех норм эффективности торможения, установленных для закрытых участков.

Среди последних разработок завода, внедренных на железных дорогах, – воздухораспределители 483А для всего грузового подвижного состава, предназначенные для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от давления в тормозной магистрали и установленного режима работы. Они обладают всеми достоинствами современных автотормозов: прямодействием, дополнительной разрядкой магистрали при служебном торможении, заданным временем наполнения цилиндров, выравниванием времени отпуска тормозов по поезду, ограничением предельного давления в тормозных цилиндрах, облегченным отпуском на равнинном режиме и ступенчатым отпуском на горном режиме работы. По сравнению со своими предшественниками новые воздухораспределители МТЗ повышают стабильность работы тормозов на минимальных ступенях торможения в длинносоставных поездах, обеспечивают высокое свойство мягкости торможения и унификацию тормозных приборов для разных типов подвижного состава, увеличивают межремонтные сроки.

Все изделия предприятия разработаны с учетом специфики работы отечественного рельсового транспорта – большой протяженности участков движения поездов, сложного рельефа местности, разнообразия климатических условий. Тормозное оборудование МТЗ рассчитано на эксплуатацию в диапазоне температур от плюс 55 до минус 55 градусов.

Так что, несмотря на свой солидный возраст, ОАО МТЗ ТРАНСМАШ остается лидером отрасли тормозостроения, укрепляет деловые связи с традиционными потребителями своей продукции и завоевывает новые ниши на рынке транспортной техники.

Андрей СТРЕЛЬЦОВ
Фото предоставлены
ОАО МТЗ ТРАНСМАШ


Страницы истории МТЗ
    17 ноября 1921-го – принято постановление ВСНХ о создании Московского тормозного завода.
    1932-й – начат массовый выпуск воздухораспределителя системы Матросова.
    1935-й – изготовление тормозного оборудования для Московского метрополитена.
    1941-й – 250 заводчан ушли на фронт, завод перешел на выпуск военной техники.
    1951-й – создано специальное конструкторское бюро по тормозостроению.
    1962-й – разработан электропневматический тормоз для грузовых поездов.
    1971-й – созданы первые тормозные системы для скоростных поездов РТ и ЭР200.
    1976-й – начато серийное производство воздухораспределителя типа 483.
    1991-й – выпущен шестимиллионный воздухораспределитель типа 483.
    Апрель 1993-го – создание акционерного общества Трансмаш.
    19941997 гг. – создание тормозных систем нового поколения на микропроцессорах.
    2002-й – начато серийное производство воздухораспределителя 483А.
    2004-й – созданы опытные образцы воздухораспределителя 242 для пассажирских вагонов.
    2005-й – разработаны новые совершенные конструкции блоков пневматического и электропневматического тормозного оборудования грузовых и пассажирских локомотивов. Создан УКТОЛ – унифицированный комплекс тормозного оборудования локомотивов, воплотивший в себе большую часть исполнительных функций ряда устройств безопасности, используемых на локомотивах. УКТОЛ основан на применении микропроцессорных устройств, обеспечивает упрощение конструкции тормозной системы и повышение безопасности движения.
    2006-й – начата опытная эксплуатация нового пассажирского воздухораспределителя 242. Созданы опытные образцы грузового воздухораспределителя с новой компоновкой.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв