13 декабря 2018 19:34

Вагон российский – дизель немецкий

Полосу подготовил<br /> Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Что такое рельсовые автобусы, «Гудок» попросил рассказать заведующего лабораторией перспективного автономного тягового подвижного состава ВНИИЖТа Валентина Азаренко:

– Когда в нашей стране появились первые рельсовые автобусы?
– Создание компактных силовых установок подвагонного расположения обусловило в последние годы появление во многих странах значительного количества легких одно-, двух- и трехвагонных дизель-поездов, которые получили название рельсовых автобусов, или РА.
Эта моторвагонная единица с двумя кабинами управления быстро стала популярной. Особенно привлекательны они на малодеятельных неэлектрифицированных участках железных дорог с небольшим объемом пассажиропотока.
Проблема перевозки пассажиров на малодеятельных участках российских железных дорог особенно остро обозначилась в конце 90-х годов прошлого века. Решалась она с помощью нескольких сотен вагонов дизель-поездов устаревшей конструкции. Ежедневно на линию выходили поезда, ведомые маневровыми и магистральными локомотивами, например, типа ТЭП70, в составе которых было от одного до трех вагонов.

В 1997 году одному из старейших вагоностроительных заводов страны – ЗАО «Метровагонмаш» было заказано создание одновагонного рельсового автобуса. Первый образец вагоностроители создали в габарите вагона метрополитена, остальные – в габарите пассажирского вагона 1ВМ. Над проектом работали практически все отраслевые НИИ. В частности, ВНИИЖТ определил основные технические требования к новому подвижному составу.
Подвагонное компактное расположение двигателя и силовой передачи позволило использовать практически весь объем вагона для пассажирского салона и кабины машиниста. Число мест для сидения в вагоне с кабиной управления – 75, без кабины – 80.
Количество вагонов определяется конкретными условиями эксплуатации и требованиями заказчика.
Моторный вагон, кроме кабины управления, состоит из кузова с пассажирским салоном. Масса его тары – не более 42 т, а прицепного вагона – не более 35 т. Длина – около 22 м, диаметр новых колес по кругу катания – 860 мм.

– Какие достоинства у РА перед пригородными поездами?
– По сравнению с пассажирским подвижным составом рельсовые автобусы имеют определенные преимущества. Эксплуатационные расходы при использовании РА в сравнении с дизель-поездами значительно снижаются.
При нагрузке на ось до 15 т значительно уменьшается воздействие на путь, что также снижает затраты на его содержание. Применение коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали для изготовления кузова не требует окраски вагонов.
Малая масса вагона и применение гидравлической передачи создают хорошие динамические разгонные характеристики. Применение гидротормоза создает комфортные условия движения и существенно снижает износ тормозных колодок и бандажей колесных пар. В конечном итоге это увеличивает ресурс узлов рельсового автобуса и снижает расходы на восстановление.
Пневматическое подвешивание кузова с регулированием уровня пола помогло создать дополнительные условия для комфорта пассажиров и экипажа, а микропроцессорная система диагностики и управления с запоминающим устройством облегчила работу машиниста.
Мы рассматриваем создание и освоение производства рельсовых автобусов с подвагонным оборудованием, электрической или гидродинамической тяговой передачей мощности и микропроцессорными системами управления, безопасности и диагностики как один из важных этапов переоснащения сети железных дорог новым пригородным подвижным составом.
Сегодня на РА устанавливаются двигатель и передача немецкого производства (дизель MTU (EURO II) мощностью 315 кВт с ресурсом работы до первого капитального ремонта 18 тыс. час.).

– Создают ли аналогичные двигатели отечественные заводы?
– Рельсовый автобус дал толчок развитию двигателестроения, ориентированного на легкий железнодорожный транспорт с подвагонным расположением двигателя и передачи. На предприятии «Барнаултрансмаш» создали дизельный двигатель марки 6Д6Н с горизонтальным расположением цилиндров. Он был установлен на одном из образцов рельсового автобуса, испытанных на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа. Но его мощность недостаточна.
Более мощный горизонтальный двигатель изготовили на санкт-петербургском объединении «Звезда», которое еще в апреле 2004 года добилось включения своего предприятия в реестр основных поставщиков ОАО «РЖД». Предприятие спроектировало и построило за свой счет первый отечественный подвагонный двигатель М721, он по мощности приближается к немецкому, которым оборудованы практически все рельсовые автобусы.

Полосу подготовил
Виталий ТЕТЕРЯТНИК


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв