14 декабря 2018 21:55

Безымянный победитель «Голубых Тигров»

Первый российский магистральный тепловоз с асинхронными тяговыми двигателями производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ) 1 августа будет представлен заказчику – ОАО «РЖД». Грузовой локомотив 2ТЭ25А станет базой для создания целой гаммы магистральных тепловозов с асинхронным приводом.

Ровно год прошел с тех пор, как на БМЗ был создан грузовой магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет». Сейчас на базе этого коллекторного локомотива БМЗ построил тепловоз с асинхронным тяговым приводом. До сих пор в России эта технология на магистральных тепловозах не применялась.

– Уход от коллекторных двигателей на магистральных грузовых тепловозах, бесспорно, можно считать революционным процессом, – говорит генеральный директор БМЗ Анатолий Задорожный. – Это делает тяговые агрегаты практически вечными. Их не надо обслуживать, как коллекторные системы, они не доставляют проблем в процессе движения. Но главное, асинхронные двигатели позволяют в разы увеличить тяговые свойства локомотива и убрать из конструкции множество тяжеловесного и энергоемкого оборудования, которое управляет привычными коллекторными двигателями. Создаваемый на нашем заводе двухсекционный двенадцатиосный локомотив 2ТЭ25А строится на базе коллекторного «Пересвета», который вот-вот будет сертифицирован и запущен в серию. Однако новая машина будет напоминать свой прототип лишь внешне. В 2ТЭ25А будет принципиально новая электрическая передача переменно-переменного тока. Новейший дизель-генератор 21-26ДГ-01 создан на Коломенском заводе специально для нового тепловоза с асинхронным тяговым приводом. Впервые в стране на этом дизель-генераторе устанавливаются электронные системы впрыска топлива и воздухоснабжения, что позволит в разы снизить эксплуатационные расходы.

– Это самый совершенный на сегодняшний день агрегат для тепловозов, – говорит заместитель главного конструктора по тепловозостроению БМЗ Николай Федяев. – 12-цилиндровый V-образный дизель экономичен, экологичен и обеспечивает достаточную мощность без применения форсированных режимов. По сравнению с установленным на «Пересвете» дизель-генератором Д49, 21-26ДГ-01 обладает на порядок лучшими характеристиками.

Корреспонденты «Гудка» побывали на БМЗ в тот момент, когда на заводе только что установили на рамы кузова обеих секций тепловоза, а в одну из них поставили дизель-генератор. Рабочие уже активно начали монтаж внутреннего оборудования, а также воздушной, водяной, масляной и топливной систем локомотива.

Главный конструктор по тепловозостроению БМЗ Владимир Петров сказал, что наряду с передачей с асинхронными двигателями новый тепловоз оборудован специальными тележками, позволяющими более полно реализовать силу тяги локомотива. Конструкция тележек позволяет локомотиву входить в кривые радиусом менее 100 метров. Дело в том, что на тележках применена система радиальной установки колесных пар. В кривых оси как бы подруливают, а не остаются неподвижными, как в привычных тележках. Эта технология брянцами была реализована совместно со специалистами коломенского ФГУП ВНИКТИ. Тележка также оснащена двухступенчатым рессорным подвешиванием типа «флексикойл». По словам Владимира Петрова, внедрение этих технологий позволит увеличить ресурс бандажей колес до 1 млн км против 500 тыс. в традиционных тележках. Конструкция абсолютно оригинальна и позволит обеспечить новому локомотиву мягкость хода, а также способность вести тяжеловесные поезда по участкам с чрезвычайно сложным профилем пути. Суммарная мощность двух секций нового локомотива составляет 5000 киловатт. Тепловоз способен водить поезда весом более 9000 т. Конструктивная скорость –120 км./ч. После обкатки всех режимов на 2ТЭ25А мощность тепловоза будет доведена до 7000 киловатт.

– На этом локомотиве нам удалось реализовать около тысячи современных технических решений, – сказал заместитель технического директора по новой технике БМЗ Евгений Аксенов. – В их числе бортовой компьютер, который управляет режимами всех агрегатов и позволяет добиться максимальных результатов. Электронные «мозги» локомотива создавались специально для 2ТЭ25А. Благодаря новым отечественным микропроцессорам реализована система поосного регулирования силы тяги. Она позволила повысить свойства локомотива при плохих условиях сцепления с колеей, а также сократить расход песка. Процесс управления асинхронными двигателями весьма сложен, а в локомотиве их будет 12, поэтому к процессам проработки алгоритмов управления двигателями тепловоза разработчики бортовой электроники подошли особенно тщательно. Тестирование систем показало, что управление двигателями выполняется в высшей степени корректно во всех режимах. В локомотиве также применен винтовой компрессор повышенной производительности для тормозной системы. Система осушки и очистки воздуха, подаваемого в тормозную магистраль, позволит эффективно выполнять все виды торможения при любых температурных условиях.

По словам генерального директора БМЗ Анатолия Задорожного, новый тепловоз должен положить конец спорам о том, какие тяговые двигатели лучше: асинхронные или коллекторные. Создаваемый на базе коллекторного «Пересвета» 2ТЭ25А будет выпускаться параллельно со своим прототипом, что позволит в реальных условиях, а не на математических моделях оценить преимущества и недостатки обеих систем. Однако уже сейчас ясно, что асинхронная машина имеет целый ряд преимуществ, среди которых – тяговые свойства, превосходящие параметры коллекторных машин, считает Анатолий Задорожный. Отсутствие обслуживаемых постоянно коллекторов в тяговых двигателях, применение в ходовой части подшипников качения вместо подшипников скольжения, а также ряд других новшеств позволяют в депо практически не проводить ремонтные работы в канавах. Под тепловозом просто нечего обслуживать. Из помещений локомотива исчезнет привычная громоздкая силовая контакторная аппаратура, также постоянно нуждающаяся в ремонте.

– Менее чем за год конструкторам БМЗ удалось сконструировать принципиально новую для России машину, – считает Анатолий Задорожный. – Среди новшеств на локомотиве есть и мощная климатическая установка, обеспечивающая машинистам комфортные условия в интервале температур окружающей среды от минус 50 до плюс 40 градусов.

– Конечно, всех этих характеристик мы бы не достигли в одиночку, – признается один из передовых конструкторов БМЗ, Валерий Говоров. – С нами работали специалисты ВНИКТИ из Коломны, электронщики из Подмосковья и других регионов, коломенские тепловозостроители. Тяговые асинхронные двигатели пришли из Лысьвы. Все работали как единая команда. Отсюда – несколько новых инженерных решений. Например, компьютерный пульт управления позволяет видеть на мониторе показания всех привычных приборов, значит, машинистам не придется переучиваться. Компьютер также позволяет работать всем агрегатам в оптимальном режиме и обеспечивать экономию топлива.

Естественно, к новому локомотиву будет еще много вопросов, ответы на которые должны дать испытания на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке. У самих конструкторов есть много претензий к отечественным машиностроителям, в частности производителям генераторов. ОАО «РЖД» обязало брянцев построить тепловоз исключительно из российских комплектующих, но их технологический уровень не позволяет пока сократить до минимума количество необслуживаемых узлов локомотива. И тем не менее, по словам Анатолия Задорожного, 2ТЭ25А сравним с грузовым тепловозом Blue Tiger – одним из лучших образцов зарубежного локомотивостроения, который построили компании ADTranz, Bombardier и General Electric. Но 2ТЭ25А по мощности и многим другим характеристикам превосходит «тигра». Учитывая это, по согласованию с ОАО «РЖД» брянский 2ТЭ25А станет базовой моделью для строительства нескольких образцов тепловозов с асинхронными тяговыми двигателями. В планах – производство односекционного локомотива мощностью 3500 киловатт, трехсекционного тепловоза мощностью до 9000 киловатт для работы с составами весом около 12000 тонн по системе многих единиц в составе сочлененных поездов.

Генеральный директор заверил, что в 2007 году 2ТЭ25А пройдет все испытания и будет запущен в серию. Ежегодно на БМЗ предполагается выпускать 75 тепловозов 2ТЭ25К «Пересвет» и 75 локомотивов 2ТЭ25А, который еще не получил имени. До 2010 года будет выпущено около 500 новых машин. Для этого на БМЗ построили цех по выпуску магистральных локомотивов. В перспективе, по словам Анатолия Задорожного, БМЗ рассчитывает поставлять «Пересвет» и 2ТЭ25А не только для российских железных дорог, но и для магистралей стран СНГ.

Новый российский тепловоз с асинхронными тяговыми двигателями будет представлен ОАО «РЖД» 1 августа 2006 года. Производители гарантируют, что даже при самых тяжелых условиях эксплуатации локомотив способен работать около 35 лет.

    Начальник отдела новых локомотивов департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Давид Киржнер:
    – 2ТЭ25А станет основным локомотивом на самых напряженных неэлектрифицированных участках наших железных дорог. Это участки БАМа, участки Забайкальской железной дороги, где они будут работать в рамках программы перевозок нефти в Китай, а также в других местах с напряженными климатическими и рельефными условиями. Грузовой тепловоз с асинхронным тяговым двигателем наши стальные магистрали ждут с нетерпением. Надежная современная техника необходима нам сейчас, когда грузооборот растет более чем на 3% в год. Я думаю, специалисты БМЗ и ТМХ в целом сделают так, что современная техника в больших объемах выйдет на российские железные дороги.

    Заместитель генерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Владимир Шнейдмюллер:
    – Локомотив 2ТЭ25А с асинхронным приводом – это тепловоз принципиально нового класса. Он будет соответствовать тем стандартам, которые сегодня существуют в Европе. В ТМХ и ОАО «РЖД» – это наш главный партнер – на новый локомотив возлагаются большие надежды. Его востребованность очень велика. Замена нескольких тысяч устаревших 2ТЭ116, 2ТЭ10 украинского производства и других отработавших свой ресурс локомотивов столь современными машинами выведет российские стальные магистрали на совершенно новый этап. Кроме того, локомотивы «Пересвет» и 2ТЭ25А, создаваемый на его базе, вполне конкурентоспособны и могут экспортироваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв