12 декабря 2018 19:04

Пути уведут от провала

Однопутная железнодорожная линия Соликамск – Яйва, идущая в обход подтопленного участка в Березниках, может быть построена уже в 2009 году

Однопутная железнодорожная линия Соликамск – Яйва, идущая в обход подтопленного участка в Березниках, может быть построена уже в 2009 году. Строительство 53-километрового обхода зоны провала в Березниках будет ускорено.
Однопутная железнодорожная линия Соликамск – Яйва, идущая в обход подтопленного участка в Березниках, может быть построена уже в 2009 году

Зона провала над аварийной шахтой ОАО «Уралкалий» постоянно растет
Строительство 53-километрового обхода зоны провала в Березниках будет ускорено. Об этом было заявлено на прошедшем в Перми совещании по проблемам Березниковско-Соликамского промышленного узла, в котором приняли участие министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Пермского края Олег Чиркунов.

Сейчас на участке СвЖД в Березниках, пострадавшем от прорыва грунтовых вод, действует 850-метровый однопутный обход, пропускающий ежедневно до 22 грузовых поездов средней составностью 57 вагонов. При этом, по словам главного инженера станции Березники Анатолия Медведева, их скорость ограничена до 25 км/ч, а в состав каждого из поездов запрещено включать более шести вагонов с аммиаком и одного с хлором.

Однако эти меры не гарантируют стабильность работы участка, которому угрожает провал в районе подтопленной шахты ОАО «Уралкалий».

Чтобы обезопасить грузоперевозки, в Березниках строится вторая объездная дорога протяженностью 5,6 км, которая должна быть введена в строй к 1 января 2008 года. Как сообщил главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко, она складывается из трех участков протяженностью 1,8, 1,5 и 2,3 км, которые врежутся в существующий путь. В бюджете ОАО «РЖД» на эти работы предусмотрено 450 млн руб.

Сейчас там проложено 300 м нового пути, под укладку рельсошпальной решетки подготовлено 500 м земляного полотна. Железнодорожники будут готовы ввести два участка к 20 декабря, а последние 1,8 км, которые проходят по территории «Уралкалия» и ТЭЦ-10, – к 1 января.

Но и этот обходной путь рискует стать аварийным уже в ближайшем будущем – провал все время разрастается, а идущие от него трещины все ближе подбираются к действующему участку дороги.

Сейчас, после установившихся в Пермском крае морозов, этот процесс замедлился, и провал замер в 115 м от железной дороги. Но с приходом оттепели деформация почвы продолжится.

Максимально обезопасить движение в районе Березниковско-Соликамского узла согласно выводам экспертов можно, лишь построив радикальный обход провала.

Проект возведения такого обхода – 53-километровой дороги Соликамск – Яйва – предполагалось создать во втором квартале 2008 года. В этом случае строительство, которому предшествуют проектная экспертиза и получение разрешения, должно было начаться лишь в 2009 году.

Однако неблагоприятные прогнозы увеличения провала в Березниках заставили пересмотреть сроки начала работ.

«Необходимо начать строительство новой железной дороги Соликамск – Яйва уже в 2008 году с завершением работ в 2009 году. ОАО «РЖД» на начальном этапе строительства может рассчитывать на средства федерального бюджета в размере 2,5 млрд руб.», – заявил на совещании Игорь Левитин.

При этом, по словам министра, ускорение строительства во многом зависит от региональных властей, поскольку обходной путь пройдет по территории Прикамья через леса первой категории, вырубка которых возможна лишь в исключительных случаях. Поэтому администрации Пермского края необходимо будет подготовить документацию, разрешающую вырубку леса под будущую дорогу.

«Вопрос согласования строительства краевое правительство постарается решить до 10 декабря 2007 года», – сказал губернатор Пермского края Олег Чиркунов, добавив, что уже выполнена трассировка объезда и произведена аэрофотосъемка местности, по которой он пройдет.

Занимаясь проектированием нового участка, специалисты Минтранса и ОАО «РЖД» рассчитывают, что трасса Соликамск – Яйва не станет исключительно обходной, способной только уводить грузопоток из района провала. Планируется соединить ее с другими участками СвЖД и проектируемой сейчас магистралью Белое море – Коми – Урал (проект «Белкомур»).

«Трассу Соликамск – Яйва необходимо проложить с учетом существующих и перспективных полей шахтных подработок месторождений Березниковско-Соликамского узла. В рамках проекта также предстоит определить и наши взаимоотношения с грузоотправителями. Ведь возведение новой линии – это переосмысление всей системы транспортного обслуживания данного района», – сказал «Гудку» начальник СвЖД Владимир Супрун.

Георгий Летов,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург


Справка «Гудка»
    Затопление грунтовыми водами шахты ОАО «Уралкалий» на окраине города Березники произошло в октябре 2006 года. А в конце июля этого года над аварийной шахтой образовался провал. Первоначально воронка имела размеры 40 на 60 м при глубине около 15 м. Однако ее размеры постепенно увеличиваются. Движение грузовых составов по участку в зоне провала было прекращено во второй половине сентября и сейчас осуществляется по резервной ветке, построенной в январе 2007 года.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв