17 ноября 2018 11:28

Стальные округа

Укрупнение железных дорог помогло в короткие сроки преодолеть послевоенную разруху

Укрупнение железных дорог помогло в короткие сроки преодолеть послевоенную разруху. В целях освобождения НКПС от вопросов текущего характера в 1945 – 1946 годах были образованы 10 округов, каждый из которых объединял группу дорог по крупным экономическим районам.
Укрупнение железных дорог помогло в короткие сроки преодолеть послевоенную разруху

Создание железнодорожных округов помогло претворить эти лозунги в жизнь
В целях освобождения НКПС от вопросов текущего характера в 1945 – 1946 годах были образованы 10 округов, каждый из которых объединял группу дорог по крупным экономическим районам.

История их создания началась с заседания ГКО 13 апреля 1945 года, на котором Сталин дал указание Генштабу и НКПС, не дожидаясь окончания войны с Германией, начать перевозку на Дальний Восток тяжелой техники.

Для своевременной подготовки железных дорог и их инфраструктуры к войне с Японией в 1945 году был создан Дальневосточный округ железных дорог во главе с бывшим заместителем наркома путей сообщения Виктором Гарныком.

Взяв управление железными дорогами от Красноярска до Владивостока в свои руки, Гарнык добился, чтобы в кратчайшие сроки на Дальний Восток были переброшены три общевойсковые и одна танковая армии, несколько механизированных и артиллерийских соединений.

Для усиления кадрового состава в округ были направлены 5300 машинистов и их помощников, более 3000 паровозных слесарей, значительное количество других специалистов. Кроме того, на восток командировались пять паровозных колонн особого резерва НКПС с личным составом и 150 паровозами.

В октябре 1945 года по решению Совнаркома СССР появились еще три округа железных дорог: Приволжский, Донецкий и Урало-Сибирский. В январе 1946 года постановлением правительства был образован Кавказский округ железных дорог (в него вошли Азербайджанская, Закавказская, Орджоникидзевская и Северо-Кавказская железные дороги). Его начальником стал первый заместитель наркома Баграт Арутюнов. А в марте 1946 года Совет Министров образовал дополнительно еще пять округов: Среднеазиатский, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Центральный.

Десять округов, объединивших 54 железные дороги, количественно и территориально соответствовали военным округам и крупным экономическим районам. У половины их начальников не было высшего специального образования (Гарнык, например, окончив Саратовскую техническую школу, имел среднее специальное образование). Но это не мешало им успешно руководить своими объединениями, находить контакты с республиканскими и местными властями, которые помогали решать многие транспортные проблемы. Недостаток образования компенсировался большим опытом работы на железнодорожном транспорте.

Звание железнодорожных генералов носили Герман Ковалев (начальник Донецкого округа железных дорог) и Сергей Багаев (начальник Центрального округа). Баграт Арутюнов (начальник Кавказского округа) был вице-генерал-директором путей сообщения 1-го ранга. Бывший нарком путей сообщения СССР генерал-лейтенант Иван Ковалев после двухлетней командировки в Китай, где он был советником Мао Цзэдуна, был назначен начальником Донецкого округа, сменив на этом посту Петра Кривоноса, известного зачинателя стахановского движения на транспорте.

Командовать Приволжским округом из Ленинграда прибыл Борис Саламбеков, но в 1950 году его обвинили в причастности к «ленинградскому делу» и «сослали» на должность главного инженера Фаянсовского отделения Московско-Киевской железной дороги. Однако этого человека, сделавшего много для того, чтобы город Ленина продолжал жить в дни блокады, не лишили звания Героя Социалистического Труда и звания генерал-директора движения 2-го ранга. Приволжский округ после него принял Михаил Кошляк.

Ивану Шмелеву тоже пришлось руководить двумя округами. Вначале – Центральным, потом – Ленинградским, после Саламбекова.

На Западный округ начальником был назначен Нил Краснобаев. Зачинатель стахановского движения на транспорте в 30-е годы Петр Кривонос стал начальником Юго-Западного округа. На один год принял Приволжский округ железных дорог Михаил Кошляк. После ликвидации округов он вновь командовал Южно-Донецкой, а потом Уфимской железными дорогами.

В общей сложности шесть заместителей министров путей сообщения прошли школу начальников округов.

Упразднены округа были в июле 1951 года правительственным постановлением.

Почему столь востребованные поначалу округа оказались лишними? Мнения специалистов и ученых, начальников округов и железных дорог расходятся. Начальник Среднеазиатского округа железных дорог Константин Филиппов считал их расформирование серьезной ошибкой. Создание округов, по его мнению, диктовалось необходимостью гибкого руководства дорогами в неординарных условиях. Крупным железнодорожным объединениям, которые охватывали многие республики, области и края страны, легче было решать хозяйственные задачи совместно с местной властью.

Например, под руководством Филиппова оперативно, в считанные месяцы были построены железнодорожные ветки: Моинты – Чу, по которой перевозили полезные ископаемые, и Чарджоу – Кунград – Макат, позволившая освоить в полном объеме месторождения нефти полуострова Мангышлак.

У шахтеров Караганды появилась возможность вывозить уголь железными дорогами сразу в нескольких направлениях.

Своевременно была построена стратегическая линия к Семипалатинскому ядерному полигону протяженностью более 100 км. В числе почетных гостей при испытании первой ядерной бомбы был и начальник железнодорожного округа.

Западным округам железных дорог за пятилетний период своего существования практически полностью удалось восстановить разрушенные войной стальные магистрали. В начале 1951 года, после упразднения округов, в СССР было 54 железные дороги. Но в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия началось постепенное укрупнение дорог, и к 1960 году их осталось 35.

Правда, это привело к увеличению промежуточных звеньев (отделений), а также управленческого аппарата за счет создания новых служб дорог и главных управлений МПС.

Виталий Тетерятник


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв