10 декабря 2018 20:06

Рано снимать со счетов

Капитальный ремонт железнодорожного моста через Канал им. Москвы сэкономит около 3 млрд руб.

Железнодорожный мост в подмосковных Химках исчерпал установленный срок эксплуатации, но оказался достаточно надежен для дальнейшей работы. Нормативный срок службы сооружения, действующего на маршруте Москва – Санкт-Петербург (70 лет), превышен уже на два года.
Капитальный ремонт железнодорожного моста через Канал им. Москвы сэкономит около 3 млрд руб.

К лету 2009 года капитальный ремонт моста будет завершен
Железнодорожный мост в подмосковных Химках исчерпал установленный срок эксплуатации, но оказался достаточно надежен для дальнейшей работы.

Нормативный срок службы сооружения, действующего на маршруте Москва – Санкт-Петербург (70 лет), превышен уже на два года. Но согласно выводам специалистов Центра обследования и диагностики инженерных сооружений ОАО «РЖД» списывать мост пока рано. Даже несмотря на то, что вскоре после окончания эксплуатационного срока его службы было принято решение о строительстве нового моста взамен существующего в рамках проекта усиления инфраструктуры на линии Москва – Санкт-Петербург.

Работники Центра обследования и диагностики инженерных сооружений ОАО «РЖД» отстояли уникальное инженерное сооружение. Подмосковный мост с арочными железобетонными пролетами входит в список 26 строений сети дорог, имеющих сложнейшую нетиповую конструкцию. По инициативе центра мост был детально обследован экспертами НИИ мостов и ВНИИЖТа, а затем испытан по всем ключевым позициям.

«Результаты проведенной работы показали, что железнодорожный мост через Канал им. Москвы имеет большой эксплуатационный ресурс по грузоподъемности и позволяет организовать движение по четырем путям, – рассказывает заместитель начальника Центра обследования и диагностики инженерных сооружений ОАО «РЖД» Вячеслав Батюня. – Но для продления службы сооружения еще на один нормативный срок необходимо провести его капитальный ремонт, качество которого во многом гарантируется современными технологиями и строительными материалами. Такой подход позволит отложить возведение нового моста приблизительно на 50 – 60 лет, сэкономив тем самым минимум 3 млрд руб.».

Данные экспертиз, показывающие, что каких-либо подвижек, перемещений опор или арок, а также серьезных дефектов, свидетельствующих о снижении запасов прочности основных элементов, у моста не наблюдается, были переданы в докладной записке президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, который поддержал предложение о капитальном ремонте сооружения.

Проект ремонтных работ был подготовлен институтом «Гипротранспуть», специалистам которого оказали значительную помощь в техническом решении по устранению основных дефектов моста ветераны железнодорожного мостостроения Юрий Гродзенский и Владимир Орлов.

По словам Вячеслава Батюни, при ремонте железнодорожного моста и укладке нового четвертого пути применяется современное оборудование российских и зарубежных производителей, а также новейшие высококачественные строительные материалы.

Но главный залог успеха – используемые технологии. К примеру, работы по ремонту узлов опирания подвесного пролета выполняются с применением особо прочной сталефибробетонной смеси, а для увеличения сцепления между укладываемым бетоном и бетоном ремонтируемой конструкции наносится специальный клей. Кроме того, подвесной дефектный железобетонный пролет заменен металлическим.

Важно и то, что технология проведения ремонтных работ не требует переустройства других элементов инфраструктуры, снижения пропускной способности моста, а также организации продолжительных «окон».

Первый этап работ завершился в сентябре этого года, когда по отремонтированной части железнодорожного моста и уложенному четвертому пути был впервые пропущен поезд. Оставшаяся часть сооружения, на которой расположены три пути, будет ремонтироваться последовательно. Причем трехпутное движение по мосту сохранится на протяжении всего времени проведения работ за счет использования нового четвертого пути.

Уже к летним перевозкам 2009 года (при условии стабильного и достаточного финансирования) планируется полностью завершить капитальный ремонт железнодорожного моста. В целом, по расчетам специалистов, инвестиции в проект составят порядка 500 – 600 млн руб., треть из которых планируется освоить до конца этого года.

Реализация проекта поможет увеличить пропускную способность на этом участке ОЖД. Уже сегодня по железнодорожному мосту ежесуточно проходит более 140 пар поездов, а в ближайшей перспективе только по пригородным поездам планируется увеличение на 30%.

Кроме того, капитальный ремонт моста поможет снять проблему перехода одной из главных водных преград при организации высокоскоростного движения поездов на линии Санкт-Петербург – Москва.

Наталья Алексеева


Справка «Гудка»
    Железнодорожный мост через Химкинское водохранилище был построен в 1935 году по проекту инженера Аполлона Белоголового. Необходимость его строительства была вызвана сооружением Канала им. Москвы, который пересекал линию Ленинград – Москва Октябрьской железной дороги у станции Химки.

    Народный комиссариат путей сообщения потребовал возвести опоры моста под четыре пути, а пролетные строения – под три. Кроме того, работы должны были вестись без нарушения нормальной эксплуатации железнодорожной линии и с возможностью увеличения пропускной способности участка в дальнейшем.

    На стадии проектирования было разработано пять вариантов строительства. К производству же принят проект железобетонного моста с пропуском всех четырех путей по одному пролетному строению длиной 116 м, что было рекордом для того времени. Водная преграда перекрывалась двумя отдельными арками, а проезжая часть моста располагалась на подвесках и только частично – на стойках. При этом пропуск двух средних путей был запроектирован между арками, а крайних – на консолях снаружи арок.

    Возведение железнодорожного моста завершилось в рекордно короткие сроки – за девять месяцев, и в начале ноября 1935 года были проведены испытания временной нагрузкой. Четыре поезда, каждый из которых состоял из двух паровозов и восьми груженых вагонов весом 65 тонн, одновременно проехали по всем четырем путям.

    Мост сдал экзамен на «отлично», что впоследствии подтвердилось и временем. За 72 года своей эксплуатации сооружение ни разу не потребовало проведения значительного ремонта или реконструкции.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв