21 ноября 2018 21:20

Поэтическая поддержка

Владимир Маяковский ускорил внедрение автоматических тормозов на поездах

Владимир Маяковский ускорил внедрение автоматических тормозов на поездах

Иван Константинович Матросов, (1886–1965), изобретатель автоматических тормозных систем для локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, а также для поездов метрополитена.

Товарищи хозяйственники!
Ответьте на вопрос вы –
Что сделано, чтоб выросли
Казанцевы и Матросовы?

Эти стихи Владимир Маяковский опубликовал в 1928 году в «Комсомольской правде», защищая изобретателей, чьи открытия годами пылились в столах чиновников патентных бюро. Таким образом он ускорил внедрение на железных дорогах страны самых прогрессивных и надежных на то время автоматических систем торможения поездов Ивана Матросова.

Заявку на изобретение автор отправил в НКПС в январе 1925 года, однако несколько лет она оставалась без ответа. Но после публикации стихов Маяковского, не выдержав шквала критики, министерские чиновники вынуждены были срочно заняться рассмотрением предложенного изобретателем новшества.

Начал свой трудовой путь Иван Матросов в 1904 году в паровозном депо станции Рыбинск слесарем, затем работал машинистом паровоза. Позже в Петроградском училище техников будущий изобретатель, за плечами которого были долгие годы работы на транспорте, убедился в несовершенстве применявшихся на железных дорогах тормозных систем. Так, пассажирские вагоны были в те годы оборудованы автоматическими воздушными тормозами конструкции Вестингауза, имевшими много недостатков. Главные из них – отсутствие плавности хода при торможении, постоянные толчки и рывки вагонов, лязг буферов. А на грузовых вагонах применяли и вовсе ненадежные и неэффективные ручные тормоза. Их приводили в действие путешествовавшие на специальных площадках «тормозильники».

На иллюстрации к книге «МГТЗ в борьбе за советский тормоз» Иван Матросов изображен в центре картины
Из-за отказов тормозов в пассажирских и грузовых поездах на дорогах происходили ежегодно тысячи аварий и крушений. Отсутствие надежного тормоза для подвижного состава стало тормозом не только для дальнейшего развития железнодорожного транспорта, но и для экономики страны в целом.

На создание своей конструкции изобретатель потратил несколько лет. Наконец, в 1925 году в мастерских Северо-Западной дороги новые тормоза были изготовлены и испытаны. Десять комплектов таких устройств поставили на пассажирские вагоны и проверили, как они действуют в условиях реальной эксплуатации.

Чем же отличалось детище Матросова от аналогов? Прежде всего оригинальной конструкцией главного прибора – воздухораспределителя. Именно за счет его применения изобретателю удалось резко сократить тормозной путь поезда, он стал как никогда коротким и стабильным. Ни Вестингауз, ни Купце-Кнорре, ни Казанцев не смогли до этого избежать довольно широких колебаний в длине тормозного пути.

Кроме того, тормоз Матросова предусматривал два режима работы – для порожнего и груженого поезда. Ведь для остановки порожняка нужны гораздо меньшие усилия, а потому тормозные колодки не должны очень крепко прижиматься к колесам. И самое главное – Матросов впервые создал универсальную систему торможения, которой можно оборудовать любой вид подвижного состава – локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны. Что, естественно, с технологической точки зрения значительно облегчает эксплуатацию и ремонт тормозов.

После публикации стихов Маяковского в НКПС решили одновременно испытать конструкции Казанцева, Карвацкого и Матросова. В 1930 – 1931 годах на Закавказской дороге прошла проверка этих приборов по всем показателям – технической надежности, плавности торможения, длине и стабильности тормозных путей. И во всех испытаниях, проходивших на трассах со сложным горным рельефом, победу одержал тормоз Матросова. В феврале 1931 года устройство было принято коллегией НКПС в качестве типового прибора для всей сети дорог, а его автор получил орден Ленина.

Серийное производство новых систем в кратчайшие сроки освоили на Московском тормозном заводе (МГТЗ). И уже к ноябрю 1935 года весь подвижной состав стал работать на тормозах Матросова.

Это стало прорывом в развитии транспорта. Повысилась безопасность движения поездов, увеличились вес поездов и их скорость. А как пригодились железнодорожникам автоматические тормоза Матросова в годы Великой Отечественной войны! Особенно при налетах фашистской авиации. За счет приборов, значительно сокративших тормозной путь, машинисты маневрировали скоростью, избегая прямых попаданий авиабомб в эшелоны.

Иван Матросов не прекращал свою работу и в послевоенные годы. Он сумел создать совершенные конструкции тормозов, которые до сих пор используются на железных дорогах России и стран СНГ, многих государств Европы и Азии.

Александр Давидьянц

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв