14 декабря 2018 22:01

Тарифный король

Обстоятельства выбрали профессию

Обстоятельства выбрали профессию

Абрам Крейнин, заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук
Этот человек сам по себе история. Благодаря редкому экономическому таланту и невероятной преданности делу он вписал себя в летопись развития наших железных дорог. Сегодня Абрам Крейнин, который стоял у истоков разработки нескольких эффективных для своего времени тарифных систем, отмечает 90-летний юбилей.

Абрам Владимирович любит шутить: «У меня две жены – официальная и тарифы!» Какая из них занимает в его жизни больше места, юбиляр сказать не решается. А ведь если бы не стечение обстоятельств, Крейнин мог и не стать, как его называют, «тарифным королём».

В конце 30-х годов прошлого века большинство мальчишек всерьёз увлекались техникой. Учебные заведения, специализирующиеся на этом направлении, не успевали принимать заявления от потенциальных студентов. Абрам Владимирович с техникой особо не дружил, однако за компанию всё-таки подал документы в один из технических институтов.

На письменной контрольной работе он старательно помогал товарищам решать сложные математические задачи и в итоге сам получил двойку. Во время устного «продолжения» экзамена профессор удивлённо качал головой: «Как же так, молодой человек, с такими отличными знаниями и умудриться получить неудовлетворительную оценку за письменную работу?!»

В результате Крейнин так и не прошёл по конкурсу. Несостоявшийся «техник» подал документы в МИИТ на самый непопулярный в то время экономический факультет. Подал и ни разу в жизни не пожалел о принятом решении.

Диплом с отличием Абрам Владимирович получил за пять дней до начала Великой Отечественной войны. После Победы, демобилизовавшись, он пришёл на железную дорогу.

– В 1947 году мне, уже имевшему определённый опыт работы на железнодорожном транспорте, предложили работу в тарифно-экономическом отделе Главного коммерческого управления МПС, – вспоминает юбиляр. – Мой бывший однокурсник, помнится, тогда возмущался: «Куда ты идёшь? Там же одни цифры, от которых ты просто умрёшь, да и зарплата не слишком большая!»

Но я не послушался – наверное, интуитивно почувствовал, что это моё. Через некоторое время мне поручили ответственную работу по подготовке новой тарифной системы. К концу Великой Отечественной войны многие железные дороги были разрушены, а себестоимость перевозок по сравнению с 1940 годом увеличилась почти на 70%. Чтобы вывести стальные магистрали на безубыточность, необходимо было поменять методологию определения железнодорожных тарифов. Тем более что от них во многом зависит экономическое развитие не только железнодорожного транспорта, но и страны в целом.

Основным требованием при подготовке реформы тарифов, состоявшейся в 1949 году, стало их приближение к себестоимости перевозок по отдельным видам грузов и ликвидации системы государственных дотаций.

Процесс разработки новой системы был весьма непростым для Абрама Владимировича и не только с «технической» точки зрения.

Коллеги по отделу относились к деятельному молодому сотруднику и всем его идеям, мягко говоря, настороженно. Ему самому приходилось колдовать над цифрами, разрабатывая методологию расчёта тарифных ставок, вычисляя проценты, на которые должна подняться стоимость перевозки различных видов грузов, и многое другое.

С 1 января 1949 года специальным распоряжением Иосифа Сталина на территории Советского Союза был введён новый тарифный прейскурант, который очень скоро сделал грузовые перевозки прибыльными. Это была первая значимая победа.

В последующем Абрам Владимирович принимал активное участие в реформировании тарифных систем, каждая из которых оказывалась наиболее целесообразной на определённом этапе и давала новый толчок к развитию железнодорожного транспорта.

Так, в конце 60-х – начале 70-х годов под его руководством была разработана и введена двухставочная система грузовых тарифов – по начально-конечным и движенческим операциям, основные принципы которой применяются по сей день.

Введённый в 1990 году новый Прейскурант 10-01 сформировал условия для экономической заинтересованности магистралей и грузовладельцев в развитии технологий, способствующих более эффективному использованию подвижного состава.

Свою «официальную» карьеру Абрам Владимирович завершил в возрасте 76 лет уже в стенах ВНИИЖТа, куда он перешёл из МПС в 1963 году. Именно здесь он защитил диссертацию и получил возможность уйти в более глубокое изучение любимой темы.

За четверть века научной работы им были изданы фундаментальная книга «Транспортные тарифы в СССР», более десятка учебных пособий и опубликовано около 200 статей.

Впрочем, с уходом на пенсию Абрам Владимирович по-прежнему хранит верность второй «жене», публикуясь в различных изданиях, в том числе в «Гудке», давая консультации, внося предложения по реформированию тарифной системы, которые впоследствии принимаются и реализуются.

Настоящая семья его уже не ревнует.

Наталья Алексеева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв