21 ноября 2018 21:44

Рудный путь

Новая дорога объединит месторождения и сделает доступными отдалённые таёжные посёлки

ВСЖД и Бурятия планируют в начале декабря подать в Инвест­фонд заявку на финансирование проекта строительства железнодорожной линии Новоильинский – Озерный – Новый Уоян. Предполагается, что первые поезда по линии Новоильинский – Озерный пойдут в 2012 году.
Новая дорога объединит месторождения и сделает доступными отдалённые таёжные посёлки

Новая дорога позволит вывозить с ГОКа до 2,3 млн тонн продукции в год
ВСЖД и Бурятия планируют в начале декабря подать в Инвест­фонд заявку на финансирование проекта строительства железнодорожной линии Новоильинский – Озерный – Новый Уоян.

Новая линия должна соединить Транссиб и БАМ с Озернинским свинцово-цинковым горно-обогатительным комбинатом, пуск которого намечен на 2012 год. Планируется, что производительность ГОКа только в первый год работы составит около 1,75 млн тонн свинцовых, цинковых и пиритных концентратов. А с выходом ГОКа на проектную мощность – 2,3 млн тонн в год.

Длина трассы от расположенной на Транссибе станции Новоильинский до планируемой к строительству вблизи месторождения станции Озерный – 280 км, а от Озерного до Нового Уояна на БАМе – 500 км.

Предполагается, что первые поезда по линии Новоильинский – Озерный пойдут в 2012 году.

«Министерство транспорта республики уже обращалось к правительству с просьбой ускорить решение вопросов по инвестированию строительства, – говорит председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса Бурятии Виктор Потипалов. – Президент Бурятии Вячеслав Наговицын настаивает, чтобы проект линии был готов в следующем году. Строительство же планируется начать в 2010-м и завершить до конца 2011-го».

Принять участие в возведении линии Новоильинский – Озерный готовы региональные промышленные предприятия. Например, ООО «Флюорит», которому и принадлежит Озернинский ГОК.

«Бизнес-план строительства участка от Ильинского до посёлка Комсомольское получил одобрение ОАО «РЖД» и Минтранса ещё в июле. Сейчас готовим бизнес-план дороги от Комсомольского до ГОКа. Примерная стоимость линии – 24 млрд руб.», – рассказал «Гудку» генеральный директор ООО «Флюорит» Пурбо Дамбаев.

Вероятнее всего, новая линия будет построена под тепловозную тягу, однако в дальнейшем её, возможно, электрифицируют.

«Так произошло с участком Челутай – Саган-Нур (70 км), обслуживающим Тугнуйский угольный разрез. Это месторождение оказалось доходным, и участок за счёт владельца разреза электрифицировали», – отмечает Виктор Потипалов.

Схема проектов железнодорожных линий, соединяющих Озернинский ГОК с Транссибом и БАМом
Заинтересованные в реализации проекта стороны уверены, что расположение новой дороги выбрано с учётом извлечения максимальной выгоды. Ведь ранее Озернинское месторождение планировалось соединить не с Восточно-Сибирской, а с Забайкальской магистралью у станции Могзон. Однако, как уточнил Виктор Потипалов, экономический эффект от ветки со станцией примыкания в Новоильинском оказался гораздо выше.

Так, при эксплуатации направления Могзон – Озерный – Новый Уоян на железную дорогу поступала бы продукция только одного Озернинского горно-обогатительного комбината. А строительство ветки от Новоильинского позволит получать гораздо больше грузов, так как путь пройдёт через месторождения флюоритов, угля и полиметаллических руд.

«Их разработка в будущем позволит отгружать на Транссиб уже не 2, 3, а 10 млн тонн грузов. Конечно, Забайкальская дорога теряет в этом случае объёмы погрузки, но ОАО «РЖД» от изменения станции примыкания получит гораздо большую выгоду», – говорит Виктор Потипалов.

С изменением станции примыкания будут решены социальные задачи. Участок соединит посёлки, которые раньше имели только автомобильное сообщение.

Восточносибирский проект проще реализовать. Хотя линия от Могзона до Озерного короче ветки от Новоильинского на 120 км, её пришлось бы прокладывать по холмистой местности и мерзлотным участкам. А от Новоильинского дорога к месторождениям пойдёт через долины рек. К тому же от посёлка Новоильинского до села Гита проложена узкоколейка, по которой раньше вывозили лес. Это старое направление и планируется сделать началом новой линии, обновить земляное полотно и проложить уже полноценную колею общесетевого стандарта.

Как отметил «Гудку» главный инженер Забайкальской магистрали, ЗабЖД не будет настаивать на примыкании линии от Озерного в Могзоне.

«Выступить с предложением в Инвест­фонд вправе любой субъект Федерации или промышленное предприятие. Решение об инвестировании строительства ветки принимается не руководством какого-либо региона или железной дороги. Это в первую очередь прерогатива правительства страны и во вторую – владельцев и разработчиков месторождений. Проект ещё должен пройти экспертизу, во время которой будут учтены все варианты и выбран оптимальный и самый выгодный. Если выгоднее будет примыкание в Новоильинском, ветка пойдёт от него, если в Могзоне – то из Могзона», – сказал он.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Чита


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Выбор редакции

Летний призыв