10 декабря 2018 23:45

Связь времён

Целую галерею изображений выдающихся отечественных учёных можно увидеть на открывшейся вчера в столичном Политехническом музее выставке «Портрет науки на рубеже эпох».

Руководитель подготовившей экспозицию Лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН (ЛАФОКИ) Александр Маров сообщил «Гудку», что цель проекта – привлечь внимание к Российской академии наук как к одной из ведущих общественных организаций нашей страны.

На выставке представлены портреты нескольких поколений российских учёных, начиная с 30-х годов прошлого века. В основе экспозиции лежат отпечатки с оригинальных негативов из собрания ЛАФОКИ, имеющие не только научную и историческую, но и художественную ценность.

Ведь портреты академиков Николая Вавилова, Александра Ферсмана, Владимира Обручева, Петра Капицы, Николая Семёнова и других корифеев отечественной и мировой науки по заказу лаборатории в 1939 – 1940 годах создал известный русский фотограф Моисей Наппельбаум (1869 –1958).

Его творческий путь, начавшийся в 80-е годы ХIХ века, продолжался более 70 лет. За это время фотограф сделал тысячи портретных работ, вошедших в золотой фонд искусства светописи. В снимках мастера заключён парадокс: с одной стороны, они полны раздумчивости, монументальности. С другой – подвижны, динамичны. «Нельзя забывать, – писал Наппельбаум, – что любое положение фигуры, каким бы спокойным оно ни было, – частный момент движения. Движение должно ощущаться в портрете, иначе в нём не будет жизни».

Наппельбаум первым отказался от назойливых, повторяющихся в снимках аксессуаров, перестал использовать белые и серые однотонные фоны, отверг статичность поз, создающих ощущение искусственности. В 1915 году фотограф начинает применять в качестве единственного источника света электрическую лампу в 1000 Вт, добиваясь выделения на портрете прежде всего лица и рук. Достаточно посмотреть на его снимки, чтобы убедиться в этом. Движение, жестикуляция, ритм и пластика рук портретируемого, умело подчёркнутые игрой света, становятся доминантой портрета. Острая психологическая характеристика моделей, необычная постановка света, ни на кого не похожий почерк отличают все портреты, выполненные мастером.

Созданные им потрясающе интересные фотографии писателей, поэтов, художников, актёров и учёных оставили нам незабываемый и неповторимый образ времени. Даже не зная в точности, кто запечатлён на снимке, можно без труда догадаться, каков род деятельности персонажа – учёный он или художник, музыкант или военачальник. Причём полководца вы узнаете не по наличию орденов и прочих атрибутов доблести, а композитора – отнюдь не по присутствию рояля в кадре. Фотограф не прибегал к подобным подсказкам. Эмоциональная открытость человека или аналитический склад его ума, решительность или растерянность перед миром – всё можно «прочитать» по мускулам лица, по взгляду, который, кстати, крайне редко был направлен в сторону объектива.

В этой актуальной и сегодня изобразительной манере Наппельбаума Александр Маров выполнил и изображения наших современников: академиков Геннадия Месяца, Николая Лаверова, Жореса Алфёрова и других.

По его словам, применение традиционных бромосеребряных процессов проявки негативов создаёт у зрителей ощущение исторической перспективы, позволяет им почувствовать «связь времён». Благодаря этому художественному приёму автору удалось подчеркнуть преемственность не только научной, но и эстетической традиции отечественной культуры фотографии.

В реализации проекта приняли участие писатель, журналист и историк Владимир Губарев (руководитель проекта), московский художник Андрей Павловский (автор дизайна), многие действительные члены Российской академии наук.

Для оформления всей экспозиции её создатели выбрали стиль конструктивизма, по их мнению, наиболее динамичного и созидательного способа осмысления реальности. К тому же такое решение наиболее полно отвечает просветительским задачам данного проекта.

Продлится выставка портретов учёных в Политехническом музее до 5 апреля 2008 года.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв