19 ноября 2018 04:38

Волшебная сила зарайской ветки

Железная дорога приносила жизнь в российскую глубинку
Непонятно, по каким причинам, но во второй половине XIX века судьба повернулась к древнему городу Зарайску спиной. После того как мимо города провели сначала шоссе Москва – Рязань, а потом и железную дорогу, жизнь в Зарайске замерла. Прежде основой основ городского благополучия была хлебная торговля, но теперь хлеб стали возить прямо на железную дорогу. Вслед за главным товаром ушли и деньги. Словно заколдованное королевство, старинный город погрузился в спячку, тягучую рутину пустых, сереньких дней, похожих один на другой.

За всем, чего ни коснись, нужно было ехать в село Луховицы, где была железнодорожная станция и привозные товары можно было купить по сходной цене. Оттуда же зарайцы могли выбраться на поезде в «большие города». Но даже доехать до Луховиц и вернуться обратно в Зарайск стало большой проблемой. Дело в том, что извозом на этой линии занимались ямщики частных фирм, так называемых «вольных почт», которые творили форменные безобразия. Набрав седоков на станции в Луховицах, они уславливались их везти в Зарайск по самой умеренной цене, но едва только выезжали в чисто поле, как останавливались и требовали двойной прибавки, с уплатой денег вперёд. Тех, кто не соглашался, ямщики хладнокровно высаживали прямо в поле, не делая снисхождения ни женщинам, ни детям, а с мужчинами, если те не соглашались, могли и подраться. И ничегошеньки с беззакониями ямщиков поделать было нельзя.

Видя, что город угасает, зарайское общество, собравшись с силами и стряхнув с себя сонную одурь, с началом 1870 года принялось хлопотать о разрешении построить железнодорожную ветку от Зарайска до Луховиц. Хлопоты, подкреплённые теми «весомыми аргументами», что на Руси испокон веку именуют «барашком в бумажке» или «рекомендательными письмами от князя Хованского», возымели решительный успех, и уже в мае того же года на трассе будущей ветки начались подготовительные работы, на которых было занято до трёх тысяч человек. В полуверсте от московской заставы Зарайска строители спешно возводили вокзал, а подле него каменное депо для локомотивов. Одновременно с этим через речку Осетрик строился каменный мост. Несколько месяцев упорного и слаженного труда увенчались успехом, и уже к зиме дорога не только была выстроена, но опробована и сдана в эксплуатацию.

Паровозный гудок первого поезда, прибывшего к новенькому вокзалу в Зарайске, развеял чары сонной одури, властвовавшей в тех местах целых семь лет. Это была лучшая иллюстрация победы технической революции в провинции.

Почти сразу же после прихода железной дороги с разных сторон к городу потянулись обозы с хлебом. В ту зиму с зарайской станции отправляли в Тверь, Москву и Санкт-Петербург по полторы тысячи четвертей (четверть – старинная мера жидкости и сыпучего товара – равна примерно 210 литрам). При станции стали строить склады, тут же создавались артели носильщиков и ломовых и легковых извозчиков – в городе появились очень приличные пролётки и линейки, закупленные новыми промышленниками.

«Свой» поезд в Зарайске полюбили, а вокзал сделался своего рода клубом, излюбленным местом прогулок. К известному часу, задолго до прибытия «московского», на вокзале собирался весь городской бомонд. Кто-то кого-то действительно встречал или ожидал, а большинство просто являлись себя показать и людей посмотреть. Зарайцы неспешно прогуливались по платформе, как по собственному Невскому проспекту. Раскланивались со знакомыми, обменивались впечатлениями, заходили в буфет, куда теперь доставлялись свежайшие деликатесы и газеты, а это уже было общение, разговоры, закуска…

Вокзал считался «местечком бойким, но приличным» – туда можно было явиться и всем семейством!

Эти гулянья породили идею создания сада возле вокзала. Такое начинание железнодорожного инженера Ливачева было поддержано городской Думой, которая на эту благую цель выделила 300 рублей при условии, что сад устроенный Ливачевым, будет называться «Общественным».

Ситуация в городе менялась с поистине сказочной быстротой. С появлением железной дороги ушли в прошлое и обираловка ямщиков «вольных почт», и прочие «неустройства» жизни города, коченевшего в летаргии, «на отшибе» от цивилизации пара и электричества.

Валерий Ярхо
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв