13 декабря 2018 18:06

Догоняя «Восточный экспресс»

Российский состав класса люкс стал одним из лучших в мире

Российский туристический поезд класса люкс «Золотой Орёл – Транссибирский экспресс» вошёл в число 25 лучших поездов мира. Рейтинг составили члены Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The society of  international railway travelers).
Российский состав класса люкс стал одним из лучших в мире

«Золотой Орёл» стал самым известным российским туристическим брендом за рубежом
Российский туристический поезд класса люкс «Золотой Орёл – Транссибирский экспресс» вошёл в число 25 лучших поездов мира.

Рейтинг составили члены Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The society of international railway travelers). Российский поезд, которому всего два года, занимает солидную позицию: выше него в списке оказались только знаменитые Pride of Africa (Африка) и Venice Simplon-Orient-Express (Европа), курсирующие с 20-х годов прошлого века, а также поезда Royal Scotsman (Европа) и Royal Canadian Pacific (Северная Америка). «Золотой Орёл» обогнал ряд европейских поездов и все азиатские аналогичного класса.

Поезд был презентован в апреле 2007 года как совместный проект ОАО «РЖД», ООО «РЖД Тур», английской компании GW Travel Limited, ГК «Транссибирский экспресс» и ООО НПП «Циркон-сервис». В 2008 году вагоны были переданы в оперативное управление ЗАО «ТрансКлассСервис». Организацией туристической программы занимается ООО «РЖД Тур» – уполномоченная туристическая компания ОАО «РЖД». Между этими организациями и GW Travel Limited в прошлом году заключён договор сроком действия до 2015 года.

За короткий срок поезд «Золотой Орёл» стал самым известным российским туристическим брендом за рубежом и лидером в перевозках иностранных туристов по железным дорогам России и стран Азии. По итогам работы за 2008 год дополнительные доходы ОАО «РЖД» от эксплуатации этого поезда (аренды вагонов и использования инфраструктуры) составили более 44 млн руб.

В составе поезда пять спальных вагонов класса silver, каждый из которых включает в себя шесть двухместных купе, и шесть спальных вагонов класса gold по пять двухместных купе. Также есть спальный вагон класса new heritage на восемь двухместных купе (для расселения гидов, лекторов, переводчиков, доктора). В числе спецвагонов – ресторан на 64 места, кухня, бар на 35 мест, а также багажный, штабной, сервисный. Плюс вагон – генератор электроэнергии. «Золотой Орёл» – первый в истории современной России железнодорожный состав класса люкс, скомплектованный для туристических и деловых поездок.

Подготовительная стадия проекта длилась семь лет, инвестиции в него составили около $25 млн.

Основные маршруты, по которым сегодня курсирует поезд, – так называемый Великий шёлковый путь (пролегает по территории пяти стран, начинаясь в Москве и заканчиваясь в Пекине) и Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва – Владивосток). Стартовая цена подобного путешествия – 7 – 9 тыс. евро, в зависимости от класса купе, включая питание и экскурсионное обслуживание.

«С момента своего создания поезд стал достойным конкурентом западным и мировым аналогам, – говорит генеральный директор ООО «РЖД Тур» Дмитрий Горин. – Он востребован главным образом у зарубежных туристов – англичан, немцев, французов. Очень важно, что «Золотой Орёл» смог стать конкурентом авиации, речному и морскому круизному туризму. Во многом благодаря новизне и уникальности предложения. Туры на поезд поступают в продажу за год от даты начала путешествия, реализуются они через зарубежные представительства ООО «РЖД Тур» и офисы компаний-партнёров. Сейчас есть заказы на весь сезон 2009 года, длящийся в период с мая по октябрь. Планируется, что «Золотой Орёл» сделает 14 рейсов (в первый год своего существования он совершил 12). Однако в условиях кризиса в мировой экономике существуют реальные опасения, что не все из этих туров смогут быть реализованы в полной мере, так как зарубежные туристы постоянно корректируют свои планы относительно отдыха и поездок».

В основном «Золотой Орёл» курсирует в летний период. Но сегодня иностранцы проявляют интерес и к экзотичной для них русской зиме – так, например, в настоящий момент поезд находится в рейсе. В этом году появилась новинка – маршрут, проходящий по Северу России: иностранцы интересуются не только Транссибом, но и историей нашей страны.

Однако генеральный директор ЗАО «Транс-КлассСервис» Олег Каверин о перспективах предпочитает говорить более осторожно. «Сегодня у нас есть все предпосылки для успешного развития этого проекта: огромная территория, где железные дороги открывают новые перспективы для туризма и отдыха, связывая культурно-исторические центры с самыми отдалёнными и живописными уголками России, желание и возможности ОАО «РЖД» развивать сегмент железнодорожного туризма, в том числе в сегменте люкс, отлаженный и эффективный механизм продаж туров. Однако в условиях мирового экономического кризиса и сокращения туристической активности (по сравнению с 2008 годом и положительной динамикой, существовавшей в докризисный период) произошло снижение продаж туров поезда на 30 – 40%, что, в свою очередь, существенно уменьшило объём доходных поступлений в данном сегменте перевозок, – говорит он. – Более того, в результате индексации стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры ОАО «РЖД», по ремонту и техническому обслуживанию вагонов в среднем до 15% и в связи с отменой действовавшей ранее 30-процентной групповой скидки на проезд по территории РФ в сообщении Россия – Монголия стоимость итогового туристического продукта на конкурентном международном рынке становится уже не столь привлекательной».

По мнению Олега Каверина, в текущих условиях очень важно оказать поддержку подобным проектам и создать условия, чтобы не потерять существующие наработки, известность бренда и интерес к железнодорожному туризму в России. Например, было бы целесообразно в этом году сохранить действующие ранее тарифы, а также снизить ставку на оказание услуг по организации перевозки пассажиров, взимаемую Федеральной пассажирской дирекцией с туристических компаний.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, ОАО «РЖД» готовит к запуску собственный туристический поезд класса люкс «Александр Невский». Подвижной состав для него уже подготовлен – это вагоны класса люкс, построенные на отечественных заводах. По последним данным «Гудка», в первый рейс поезд планируется отправить к началу летнего сезона.

– Можно провести сравнение с авиацией, где отечественные модели самолётов на большинстве маршрутов, к сожалению, вытеснены зарубежными. А на железнодорожном транспорте ситуация прямо противоположная. ОАО «РЖД» развивает отечественное вагоностроение, создаёт подвижной состав, по качеству не уступающий «иномаркам». Яркий пример тому – состав « Александр Невский», – говорит Дмитрий Горин. – Думаю, этот поезд будет иметь успех в своём сегменте туристического рынка. В свою очередь ООО «РЖД Тур» планирует арендовать вагоны «Александра Невского» для туристических поездов, которые в июне отправятся по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Петергоф – Москва и в июле – по маршруту Москва – Сортавала – Петрозаводск – Москва. При наличии спроса компания готова включать их в схемы поездов, следующих по другим туристическим маршрутам. В «РЖД Тур» не исключают, что российские туристические маршруты в ближайшее время могут стать более привлекательными для иностранцев за счёт относительной дешевизны по сравнению с железнодорожными турами других стран.

– Развитие туризма класса люкс – перспективное направление, – пояснил «Гудку» руководитель Федерального агентства по туризму, президент Ассоциации туроператоров России Анатолий Ярочкин. – По прогнозу Всемирной туристской организации при ООН, даже во время финансового кризиса действительно богатые люди, которые могли себе позволить подобные путешествия, не откажутся от них и в дальнейшем. На туристическом рынке железнодорожных перевозок наибольшая потеря спроса пока заметна только в среднеценовом сегменте. Популярностью в ближайшее время будут пользоваться внутренние экономтуры – поездки в недорогих поездах на небольшие расстояния преимущественно в выходные дни. Думаю, это наиболее перспективный сегмент туристического рынка.

Есть предложение Ассоциации туроператоров России, поддержанное Ростуризмом, о предоставлении гражданам РФ социального налогового вычета в 13% при покупке тура на отдых внутри страны. Предложение направлено в Минспорттуризма РФ, где в настоящий момент рассматривается. У россиян появился интерес к собственной стране. Кстати, на волне этого интереса могут получить дополнительных клиентов и поезда класса люкс, если их владельцы станут гибко реагировать на требования состоятельных клиентов, например формировать чартерные поезда под заказ. «Можно ожидать у них интерес и со стороны зарубежных туристов – курсовая разница валют делает отечественные железнодорожные туры весьма конкурентоспособными», – отметил глава российского туристского ведомства.

Елена Мирошникова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Выбор редакции

Летний призыв