18 ноября 2018 10:39

На самом краю

Маневровый диспетчер станции Березники руководил отходом состава от провала

Провал грунта показал, что работники станции Березники готовы к нештатной ситуации. Благодаря чётким действиям маневрового диспетчера Александра Назарецкого и его коллег в яму вслед за одним вагоном не провалились ещё два.

Александр Назарецкий считает, что во время ЧП проявляется профессионализм, а не героизм
Провал грунта в Березниках сейчас окружён колючей проволокой. Вдоль ограждения вьётся обледеневшая после неожиданного декабрьского ливня тропинка. Покосившаяся контактная опора, одна стойка которой полностью ушла в воронку, напоминает гигантского колодезного журавля. Несколько путейцев в ярко-оранжевых жилетах устанавливают на путях упоры: провал на месте сортировочной горки превратил узловую станцию в тупиковую. Довершает картину пустующее здание горочного поста. Именно из его окна рано утром 25 ноября маневровый диспетчер Александр Назарецкий увидел повисший над ямой вагон.

«Я заступил на смену в ночь с 24 на 25 ноября, – вспоминает он, – всё было как обычно, принимали поезда. Вдруг во время отправления с пятого пассажирского пути резко остановился грузовой состав. Дежурная по станции ко мне по рации: в чём дело, почему у меня поезд не отправляется? Машинист состава молчит. Я – к окошку, смотрю, а между вагонами расстояние».

Александр выскочил на улицу и, оценив ситуацию, рассказал обо всём по рации дежурной. «Сообщил дежурной, что на пятом пассажирском пути произошла саморасцепка вагонов и что под таким-то вагоном отсутствует почва», – вспоминает о происшествии диспетчер.

За короткое время Александру надо было организовать эвакуацию работников поста, который оказался в опасной близости от провала, и отцепить от висящего на рельсах вагона остальные.

«Меня поездной диспетчер спрашивает: можем мы головную часть отцепить? Я отвечаю: конечно, она отдельно стоит. В общем, подключили мы машиниста, его помощника и составителя поездов, подогнали тепловоз, увели головную часть на шестой пассажирский путь, убрали заднюю часть», – рассказывает Александр Назарецкий. В это время дежурный по горке выводил с горочного поста сотрудников – восемь человек спешно собрали личные вещи и необходимые документы и уходили в здание станции. Александр, как капитан тонущего судна, покинул пост последним.

В тот день дежурной по станции была Светлана Кочнева, которая, по словам Александра, очень ему помогла. «Вместе направляли тепловоз, отключали контактную сеть. Одна из опор стояла рядом с повисшим вагоном, она сразу покосилась. Никто не мог предугадать, что будет в следующую минуту», – рассказывает он.

«Ребята очень грамотно и чётко сработали, – оценивает действия работников станции и локомотивной бригады главный инженер Свердловской дирекции управления движением Александр Пермяков, – в данном случае скорость имела значение: помедли они, и в провал ушёл бы не один вагон, а, по меньшей мере, три. Им же удалось обойтись небольшими потерями, и, самое главное, никто из сотрудников при этом не пострадал».

По его мнению, на благополучный исход происшествия повлияла хорошая подготовка персонала станции. Работники регулярно проходят обучение в классе технической подготовки, где разбираются всевозможные нештатные ситуации, поэтому паники утром 25 ноября не было, все сотрудники чётко знали, что нужно делать.

«Здесь такая местность и такие заводы, что провалами никого не удивишь, поэтому мы не паникуем и знаем, куда бежать и что предпринимать», – объясняет Александр Назарецкий.

Кстати, работать в новых условиях работники станции тоже научились быстро – всего за несколько дней они разобрались со спецификой тупиковой станции и теперь без проблем принимают и отправляют грузовые поезда. Конечно, без сортировочной горки станция стала ущербной: сократились подъездные пути, и сейчас здесь могут принимать составы длиной только в 30–36 вагонов, увеличилось время, необходимое для маневровых работ. Поэтому и руководство, и рядовые работники с нетерпением ждут 27 декабря, когда учёные выдадут официальное заключение о причинах провала и прогнозы относительно возможного появления новых воронок. Тогда можно будет с большей определённостью решать дальнейшую судьбу станции.

Сотрудники смены, работавшие в то утро, не получили никаких наград и премий. Собственно, грамотные и оперативные действия во время ЧС входят в их обязанности, это не подвиг, а профессионализм. Но и.о. начальника станции Александр Левашов отзывается о своём коллеге с большой теплотой и гордостью. «Ни разу не пожалели о том, что назначили Александра маневровым диспетчером. Должность эта очень ответственная, но он с ней прекрасно справляется. Пристально следит за тем, чтобы никто не отлынивал, не ленится сам выйти из здания поста и проверить, как ведётся работа», – рассказывает он.

На станцию Березники Александр Назарецкий пришёл десять лет назад по совету родителей, всю жизнь проработавших на железной дороге (мама – токарем, а папа – слесарем-осмотрщиком на ПТО). Он начал работать на самой низовой для движенца должности – регулировщиком. Через год, пройдя курс обучения, стал составителем поездов и постепенно дорос до маневрового диспетчера – главного «дирижёра» станции.

Вера Морозова,
соб. корр. «Гудка»
Березники
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв