20 января 2019 07:27

Магистральный генерал

Нил Иванович Краснобаев был почётным железнодорожником России, Латвии и Польши

По признанию современников, это был замечательный организатор и специалист железнодорожного дела. Они отмечали его компетентность и прозорливость, решительность и настойчивость при выполнении подчас почти непосильных задач. Посвящая ему стихи, один из близких друзей писал: «То, как вы шли, принося нам успех, может, не нравилось многим. Добрым нельзя быть сразу для всех, дело быть требует строгим...»

Заслуги Нила Ивановича перед родной отраслью многогранны, как многогранна его трудная и героическая жизнь, главным стержнем которой было честное служение Родине. Вспомнили мы о нём не случайно: завтра исполняется 100 лет со дня его рождения. Сорок лет проработал он на командных постах, снискав всеобщее уважение.

Родился будущий начальник ряда железных дорог в Пензенской губернии. Отец его был дворянином, а мать из крестьян. В 15 лет поступил в Пензенский техникум железнодорожного транспорта, после окончания которого получил направление в локомотивное депо Баку. Начинал работать слесарем и помощником машиниста паровоза, а уже через два года стал мастером.

В 1932 году перспективного молодого специалиста командировали на учёбу в Военно-транспортную академию и спустя пять лет военный инженер-тяговик Нил Краснобаев направляется в распоряжение НКПС, где ему определили первое место приложения полученных знаний на практике – город Минск и должность заместителя начальника Белорусской железной дороги. И это в 27 лет от роду!

Не прошло и года, как Краснобаев возглавил Белорусскую магистраль. Нил Иванович занялся реконструкцией колеи и всего хозяйства в западных областях республики. В сжатые сроки вся инфраструктура была приведена в соответствие с техническими нормами, за что его наградили первым знаком «Почётному железнодорожнику». А ведь в то время ему едва исполнилось 30 лет.

С первых дней войны Нилу Ивановичу пришлось решать массу трудных и ответственных задач, связанных с эвакуацией народного хозяйства из прилегающих к линии фронта районов. В критический момент он приказал пустить поезда из Гомеля на восток «след в след», как трамваи.

Эвакуация предприятий стала основной задачей первого этапа войны для железнодорожников
Затем он занимался обеспечением воинских перевозок в должности уполномоченного НКПС по Брянскому фронту и будучи начальником созданного в тот период топливно-энергетического управления паровозного хозяйства НКПС. В ноябре 1943 года его снова назначили начальником теперь уже фронтовой Белорусской дороги, присвоив 33-летнему Краснобаеву звание генерала. Тогда же за отличное выполнение заданий командования Вооружённых сил и руководства страны он был удостоен первого ордена Ленина и второго знака «Почётному железнодорожнику».

Если бы не появившаяся седина на висках, можно было подумать, что пережитые испытания военного времени не оставили на нём никакого следа. Но это заблуждение. Правда, сильных людей война закаляла и раскрывала быстрее, чем в мирные годы.

К маю 1945-го у Нила Краснобаева было два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. А в 1946 году он стал начальником Западного округа железных дорог страны, где предстояло восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Потом работал заместителем министра путей сообщения СССР. А в 1953 году Нилу Ивановичу предложили возглавить Балтийскую железную дорогу, охватывающую территории Эстонии, Латвии, Литвы и Калининградской области. И Краснобаев руководил дорогой почти четверть века.

Снова главная задача – восстановление и реконструкция подразрушенного войной и временем железнодорожного хозяйства, электрификация пригородных направлений в районах Таллина, Риги, Вильнюса и Калининграда. А на многочисленных малодеятельных участках впервые в мировой практике Краснобаев предложил использовать электропоезда, оборудованные мощными аккумуляторными батареями. По такой схеме были переоборудованы несколько электропоездов Рижского узла, а затем Нил Иванович защитил кандидатскую диссертацию о контактно-аккумуляторной тяге на железнодорожном транспорте.

По инициативе Краснобаева на Рижском вагоностроительном заводе в конце 60-х годов начали строить дизель-поезда, которые нашли широкое применение на неэлектрифицированных направлениях. Он закладывал фундамент в создание современных электропоездов, в широкое внедрение полупроводниковой техники и электроники, в организацию при Рижском филиале ЛИИЖТа научно-исследовательской лаборатории технической диагностики электропоездов, которую сам же позднее и возглавил.

Но не только своим вниманием к проблемам технического перевооружения отрасли запомнился Нил Иванович всем, кто работал с ним в Прибалтике. Он никогда не забывал о нуждах людей. Так, в рижском районе Калнциеме был возведён не один десяток жилых домов для железнодорожников, в народе их стали называть Краснобаевкой. При нём был реконструирован Рижский вокзал, построены больница и стадион.

Благодаря добрым делам Нилу Ивановичу удавалось поддерживать на Прибалтийской магистрали высокий уровень трудовой дисциплины, открывать возможности для повышения эффективности и качества перевозок. Символично, что в день его 90-летия тогдашний генеральный директор АО «Латвийская железная дорога» Зоргевицс, поздравляя юбиляра, писал: «Вы были и остаётесь примером деятельного и высококомпетентного руководителя. Ваше внимательное отношение к людям, рядовым железнодорожникам, честность и принципиальность являются образцом подражания для нового поколения руководителей Латвийской магистрали».

Поэтому не случайно Нил Краснобаев был удостоен звания «Почётный железнодорожник Латвии». А ещё он дважды почётный железнодорожник Польши. Руководители «Польских железных дорог» не раз убеждались в высоком профессионализме и компетентности начальника Прибалтийской магистрали.

Ещё 10 лет после ухода в 1977 году с поста начальника дороги в науку (Краснобаев возглавил научно-исследовательскую лабораторию технической диагностики электропоездов при Рижском филиале ЛИИЖТа ) он посвятил созданию приборов, которые нашли применение не только на железных дорогах, но и в метро. А затем несколько лет активно работал в Центральном совете ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России.

Нил Иванович ушёл из жизни в канун своего 94-летия. Трудно поверить, но известный железнодорожник, кавалер трёх орденов Ленина, депутат Верховного Совета СССР с тридцатилетним стажем так и не скопил к старости никаких материальных благ. Не было у него ни дачи, ни машины, ни достойной квартиры. Однажды жена Мария Ивановна, с которой они в 1996 году отпраздновали бриллиантовую свадьбу (75 лет вместе!), посетовала, что нет, мол, ничего даже на чёрный день, а Нил Иванович ответил: «На чёрный день копить не буду, у нас его не будет». И в этом – он весь.

Николай Давыдов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Выбор редакции

Летний призыв