20 ноября 2018 18:18

ТКС ищет таланты

После летней практики молодые проводники остались в компании «ТрансКлассСервис»

От чего зависит комфорт в вагоне поезда дальнего следования? От его оснащения? Не только. Крайне важен и уровень обслуживания пассажиров. Потребность в проводниках растёт постоянно, хотя желающих работать немало. Проблема в том, что не все желающие готовы соответствовать тому уровню сервиса, к которому стремится железная дорога. В компании «ТрансКласс-Сервис» нашли выход из сложившейся ситуации: здесь заключили договор с железнодорожным колледжем № 52 (бывшее училище № 129, то самое – легендарное, старейшее в Москве, в стенах которого приобщалось к профессии немало будущих руководителей российских железных дорог). И в этом году впервые лучшие выпускники училища пришли на практику в компанию «ТрансКлассСервис».

Молодой проводник Анна Степанова осваивает азы профессии
– Это была наша инициатива – привлечь на практику лучших выпускников, – рассказывает Наталья Михтина, начальник отдела управления персоналом компании «ТрансКлассСервис». – Готовились к этому долго. Сначала наши сотрудники пришли в училище и провели встречу со студентами. Рассказали им про нашу компанию, пригласили на летнюю практику. Важно было донести до студентов, что качественно новый сервис, который предлагает пассажирам «ТрансКлассСервис», невозможен без квалифицированной работы проводника вагона. Идёт ли речь о его технической подготовке или об умении вести себя с людьми. При отборе будущих практикантов для нас были важны и их успехи в обучении, и то, как человек видит профессию, и то, насколько готов выполнять и высокие стандарты компании, и пожелания пассажиров.

На время практики стажёров под своё крыло взяли наставники, которых отбирали среди самых опытных проводников. При этом имели значение и лидерские качества, и наличие педагогических талантов.
– Первый совет, который мне дала мой наставник: «Задавай вопросы!», – вспоминает Ксения Чебышева. – Потому что как бы хорошо нас ни учили теории, на практике всё равно много неожиданностей. Скажем, нас обучают на обычных вагонах. А сейчас появилось много новых, технически более совершенных. Есть вагоны-трансформеры, есть те, где стоит новая система электрооборудования КВИНТ-ЭВ. Конечно, все эти тонкости можно постичь только на практике.

И ещё именно в «ТрансКлассСервисе» нам объясняли, насколько это важно: как именно встречать пассажиров, какие обороты речи употреблять, как чай предлагать. Мне, например, чаем и кофе торговать особенно трудно было: вроде как к людям пристаёшь, отвлекаешь их. Но наставник мне помогла справиться со стеснением.

– Мне рассказывали, – вступает в разговор Анна Степанова, – что на одном из направлений работает женщина, которая придумала для продажи сувениров переодеваться в национальный костюм. Она настоящее представление пассажирам устраивает. Вот это здорово! Убеждаешься, что в любой профессии есть место для творчества. И тоже хочется не ударить в грязь лицом.

Обучая своих подопечных, наставники за ними внимательно наблюдали: этот – общительный и доброжелательный, этот – стеснительный и безынициативный: уберёт и отсиживается тихонько в уголке. А ещё в компании считают, что стоит прислушиваться и к мнению самих студентов – свежий взгляд в работе всегда кстати.

– Сколько лет отправляю своих выпускников на практику, но ни разу не приходилось сталкиваться с таким трепетным отношением к студентам со стороны профессиональных проводников, как в ТКС! – восклицает Елена Выборнова – мастер производственного обучения группы проводников, преподаватель колледжа № 52. – Обычно ведь как? «Ой, студент? Посиди в сторонке – не мешай!» А тут всё покажут, во всём поддержат. Наши ребята могли рассчитывать на помощь старших товарищей в любую минуту. Причём от них не отмахивались не только наставники, но и остальные проводники. Возник вопрос? Хоть в соседний вагон обратись – везде всё подскажут.

Особенно важно то, что ребятам объясняли, как правильно вести себя с пассажирами. К сожалению, в программе колледжа такого предмета, как психология, нет, хотя необходимость в этом давно существует. Ведь проводнику просто необходимо разбираться в типах личности. Уметь разглядеть конфликтного пассажира и знать, как конфликты предотвращать. Плюс разные аспекты этикета: как вести себя, если перед тобой военный или человек искусства. Подход-то должен быть разный!
Так вот в ТКС наши выпускники осваивали эту науку на практике.

Лучшие студенты железнодорожного колледжа выпуска-2010 – уже сотрудники ЗАО «ТКС»
Особенно интересно было за ними наблюдать на защите диплома. Диплом ведь пишут до первого выхода в рейс. Всё, что ребята к этому моменту знают, они знают в теории. А приходят после опыта поездной работы и диплом – бумажки все эти – откладывают в сторону: глаза горят, идеи фонтанируют, примеры все из реальной жизни!

Тех, у кого «глаз горит», в компании принято поощрять. Студентам, правда, практику оплачивают всем на равных (для них главное поощрение – штатное место в ТКС). А вот для профессиональных проводников разработана особая система мотивации. И, судя по тому, что у компании за два года работы уже образовались постоянные клиенты, система эта работает: пассажиры уходят довольные и возвращаются вновь и вновь.

Но девчонкам (а большинство выпускников железнодорожного колледжа – барышни) ещё только предстоит освоить все секреты профессии. Сначала им в этом помогали наставники, потом наставником станет старший проводник.
– Мы, когда готовились к практике, могли выбрать направление, куда бы хотелось отправиться, – рассказывает Мария Лабухина. – Я выбрала Адлер, хотя вообще-то мечтаю работать в поезде «Золотой орёл». Он туристов по Транссибу и Шёлковому пути возит: Средняя Азия, Монголия, Китай. Говорят, настоящий отель на колёсах! Но право туда попасть ещё надо заслужить.

Кстати, в будущем в ЗАО «ТКС» рассчитывают растить проводников своими силами: здесь открылся собственный учебный центр. Пока по приглашению руководства компании высококлассные психологи проводят в нём тренинги для уже действующих сотрудников. Летом обучение проходит офисный персонал, а в сентябре, когда массовые перевозки начнут сокращаться, повышать профессиональный уровень начнут и проводники. А в планах – лицензия на образовательную деятельность и самостоятельная подготовка кадров, соответствующих всем высоким стандартам компании.

…Итак, первые 20 студентов железнодорожного колледжа из выпуска-2010 уже прошли практику в ЗАО «ТКС». В результате лишь двое не справились с работой: просто поняли, что соответствовать столь высоким требованиям не готовы. Остальные, получив дипломы, отправились в самостоятельный рейс.

Марина Рудина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв