22 сентября 2017
07:19

Всепогодная чистота

Новая технология исключит образование наледи

Новая технология исключит образование наледи

Подвижной состав можно защитить от обледенения с помощью авиатехнологий
«Авиационный» метод борьбы с обледенением предлагают специалисты, создавшие автоматизированный комплекс «АНТИЛ», который позволяет ликвидировать уже образовавшиеся наросты и при этом снизить риск повторного обледенения железнодорожного подвижного состава.

Образование наростов льда на подвагонном оборудовании подвижного состава может обернуться серьёзными эксплуатационными проблемами, а потому во всех странах с морозной снежной зимой решению этого вопроса уделяется много внимания. С развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обеспечение подвижного состава эффективной системой антиобледенения становится ещё более актуальным. Увеличение скоростей активизирует процесс наращивания льда, который при откалывании попадает на железнодорожное полотно и вызывает при движении поезда различные повреждения подвагонного оборудования.

В авиации для обеспечения безопасности полётов уже несколько десятилетий обязательной процедурой в условиях снега и ледяного ветра является антиобледенительная обработка каждого самолёта. Как показывает практика, эта мера полностью оправдывает себя. Применяемая на воздушном транспорте технология подразумевает использование гликоля и других антифризов, что даёт ряд существенных преимуществ. Среди них противодействие налипанию снега и образованию льда в течение длительного времени после обработки, невысокое энергопотребление и отсутствие необходимости в специальных закрытых помещениях для проведения этой процедуры.

На железнодорожном транспорте «авиационный» метод борьбы с наледью впервые был применён в 2004 году скандинавскими компаниями. Этот способ сразу же доказал свою эффективность, в том числе для применения на скоростных и высокоскоростных поездах. А в 2008 году в Швеции были проведены исследования, результатом которых стала выработка рекомендаций о необходимости антиобледенительной обработки таких составов перед каждым рейсом.

В России передовые технологии удаления льда с подвижного состава пока не слишком распространены. Основной метод, который используется на железнодорожном транспорте, заключается в обработке подвагонного оборудования горячими воздухом или водой. Оба эти способа имеют серьёзные недостатки. Так, они являются весьма энергозатратными, способны спровоцировать образование коррозии, применение горячего воздуха возможно только в закрытом помещении и так далее. Применяется также «дедовский» механический способ, когда наледь снимается при помощи молотка и кувалды, но говорить о его эффективности не приходится.

С открытием ОАО «РЖД» регулярного движения высокоскоростных поездов необходимость решения проблемы обледенения подвижных составов приобретает особую актуальность. Но подходить к выполнению этой задачи нужно современными ресурсосберегающими методами. Взяв за основу опыт эксплуатационников авиационной техники и скандинавских железнодорожных компаний, специалисты Группы компаний CTG разработали собственную инновационную технологию. Комплекс «АНТИЛ» предназначен для оттаивания возможно налипших льда и снега и эффективной антиобледенительной обработки нижней части кузовов и подвагонных тележек пассажирских вагонов, в том числе высокоскоростных поездов.

Использование предлагаемой технологии по сравнению с традиционными способами позволяет в десять раз сократить потребление энергоресурсов и время антиобледенительной обработки железнодорожного состава. Для применения этого метода не требуется специальных помещений – все работы могут производиться на открытом воздухе. Процесс полностью автоматизирован, а само оборудование характеризуется низкими эксплуатационными затратами. При этом особых требований к выбору места установки комплекса «АНТИЛ» не существует. Монтаж и пусконаладочные работы по нему осуществляются за короткое время.

Но самое главное – обработка подвижного состава с помощью предлагаемого метода предохраняет подвагонное оборудование от коррозии и полностью защищает его от налипания снега и, соответственно, от образования наледи. В свою очередь это минимизирует риск возникновения аварийных ситуаций из-за образования ледяных наростов, обеспечивает быстрый доступ персонала к оборудованию для технического обслуживания. Кроме того, исключаются нарушения графика движения пассажирских поездов по причине значительного обледенения нижней части вагонов и недостатка времени на его удаление.

Эффективность технологического процесса «антиобледенительной» обработки с помощью предлагаемого комплекса обеспечивается подачей под высоким давлением на обрабатываемую поверхность рабочего реагента. В последующем он очищается от излишней воды, грязи и примесей для дальнейшего использования. В качестве самого реагента используется разогретый до 85 градусов водный раствор пропиленгликоля, который работает в рециркуляционном режиме и в процессе эксплуатации предполагает, в зависимости от погодных условий, возможность снижения температуры до 35 градусов.

Данная технология уже внедрена в пассажирском депо Москва-товарная ОЖД и предполагает возможность работы в двух независимых режимах: интенсивной обработки, с помощью которой удаляется образовавшаяся наледь, и профилактической обработки. Последнее значительно сокращает интенсивность налипания снега и обледенения поверхности.

Технологию работы комплекса «АНТИЛ» в режиме профилактической обработки можно охарактеризовать термином «безлюдная». В рабочее состояние он приводится при прохождении головным вагоном поезда первого позиционного датчика. Переключение в режим распыления рабочего реагента на обрабатываемую поверхность (подвагонная тележка и/или днище кузова вагона) происходит при прохождении второго датчика. Затем заданная поверхность обрабатывается нагретым реагентом под давлением около 2,5 бара. Отработанная жидкость стекает в поддоны, откуда поступает в систему фильтрации, расположенную в специальном контейнере. Здесь она освобождается от излишней воды, очищается от грязи и примесей. После этого рабочий реагент готов к повторному использованию. Отключение комплекса происходит при прохождении последним вагоном позиционного датчика. Важно, что система самоочистки реагента включается автоматически с определённой периодичностью, и только очистка самих фильтров от накопившейся грязи выполняется обслуживающим персоналом.

Режим интенсивной обработки подразумевает определённое участие человека, так как в этом случае антиобледенительная обработка осуществляется не при движении вагона, а в момент его остановки.

В целом создание участков «антиобледенительной» обработки составов при необходимости возможно практически на всех узловых объектах сети железных дорог – вне зависимости от климатических условий.

Владимир Смолянов,
д.т.н., профессор,
заслуженный деятель науки РФ


Справка «Гудка»
Комплекс «АНТИЛ», предназначенный для антиобледенительной обработки подвагонного оборудования железнодорожного подвижного состава, включает:
    – контейнер с размещённым в нём технологическим оборудованием, которое предназначено для приготовления и фильтрации рабочего реагента;
    – систему управления оборудованием, которая обеспечивает его работу в ручном и автоматическом режимах;
    – магистральную систему, оснащённую необходимым количеством форсунок и предназначенную для орошения рабочим реагентом обрабатываемых поверхностей;
    – систему поддонов, предназначенную для сбора отработанного рабочего реагента;
    – систему удалённого доступа к управлению комплексом «АНТИЛ»;
    – систему пожаробезопасности и оповещения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-4953
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
Яндекс цитирования
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU© является ОАО «Издательский дом «Гудок». Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса