21 ноября 2018 00:21

Нарком и его команда

Кто стоял у руля отрасли в трудные военные годы

Кто стоял у руля отрасли в трудные военные годы

Лазарь Каганович дважды возглавлял Наркомат путей сообщения
За годы войны в Наркомате путей сообщения (НАПС) сменились три руководителя. Лазарь Каганович возглавлял его дважды: с 5 апреля 1938-го по 25 марта 1942-го, а затем с 1 марта 1943-го по 21 декабря 1944-го. В одиннадцать месяцев «перерыва» наркомом был Андрей Хрулёв. И наконец с 22 декабря 1944-го по 5 апреля 1948-го сначала наркомом, а затем (с 1946 года) министром путей сообщения был Иван Ковалёв.

Герой Социалистического Труда Лазарь Каганович участвовал в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года. После Гражданской войны работал в ЦК РКП(б), занимал высшие посты в ЦК партии Украины. А после смерти Сталина с 1953 по 1957 год был первым заместителем председателя Совета министров СССР.

Деятельность Андрея Хрулёва с 1918 года была связана с Красной армией. Гражданскую войну он закончил в должности комиссара кавалерийской дивизии. С августа 1941 года был заместителем наркома обороны СССР – начальником Главного управления тыла. После войны был замминистра Вооружённых сил по тылу, а позднее – замминистра промышленности стройматериалов, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, строительства.

Доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант Иван Ковалёв ещё в 1922 году окончил Воронежскую военную железнодорожную школу техников и служил в Железнодорожных войсках. С июля 1941 года возглавлял Центральное управление военных сообщений Красной армии, а с февраля 1942-го стал членом транспортного комитета при ГКО СССР.

Первым заместителем наркома ещё при Кагановиче стал бывший начальник Закавказской дороги Баграт Арутюнов. Именно ему в июле 1942 года Хрулёв доверил выполнить правительственное задание по освобождению Орджоникидзевской и Закавказской железных дорог от лишнего подвижного состава. В феврале 1945-го его наградили орденом Отечественной войны I степени.

Членом коллегии НКПС был замнаркома Герман Ковалёв. С первых дней войны он постоянно находился на прифронтовых дорогах, организуя движение спаренных и строенных поездов для увеличения пропускных способностей линий. 16 октября 1941 года его и замнаркома Дубровина вызвали в Кремль и поручили организовать эвакуацию жителей Москвы. Только за одну ночь из столицы вывезли около 150 тыс. человек. Заслуги Ковалёва в первый период войны были отмечены орденом Красного Знамени. А в конце 1943-го ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Виктор Антонович Гарнык в июне 1941 года возглавлял Западную железную дорогу с управлением в Смоленске. Он буквально под носом у противника угнал в глубокий тыл почти весь подвижной состав и всё, что можно было вывезти с дороги. Сам же не успел уехать с последним эшелоном и пробрался в лес к партизанам. Но его разыскали и срочно вызвали в Москву, где он стал соратником Хрулёва в должности его заместителя и начальника Центрального управления паровозного хозяйства. Ему поручали обеспечивать работу паровозного парка и в Курской битве, и во всех операциях 1944–1945 годов.

От замначальника станции и ревизора-диспетчера до начальника дороги и руководителя Главного управления движения НКПС – таков путь Николая Гундобина. Возглавляя Забайкальскую дорогу, он обеспечивал действия армейской группировки комкора Георгия Жукова в Монголии во время событий на Халхин-Голе. Позже, после ухода Хрулёва из НКПС, стал начальником Южно-Уральской дороги, а в самом начале 1945-го переведён в НКПС. С 1951 по 1978 год работал первым заместителем министра.

Именно благодаря им и многим другим командирам железнодорожного транспорта было налажено снабжение Красной армии всем необходимым для отражения вражеской агрессии и победоносного завершения войны.

Николай Давыдов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв