15 ноября 2018 15:22

Там, где кончается Транссиб

Гастрономический привет с края земли

Гастрономический привет с края земли

Краб – один из китов экономики «края земли»
Официально Владивосток – конечный пункт Великого Сибирского пути. Однако всё же есть и более отдалённые от Москвы станции, чем столица Приморского края.

Самая далёкая железнодорожная станция с пассажирским сообщением – Мыс Астафьева. Это примерно 9400 км от Первопрестольной. Именно здесь сходятся последние рельсы Транссибирской магистрали. Про жителей этих мест даже говорят, что живут они на краю земли.

Своё название мыс получил по фамилии штурмана парохода-корвета «Америка», который в 1859 году первым открыл и нанёс на карту этот живописный уголок.

Изначально это место облюбовали корейские рыбаки, позднее сюда стали приезжать выходцы из Бессарабии, Белоруссии, Эстонии и с Украины. Они строили здесь крепкие хутора, обзаводились хозяйством. И тоже рыбачили – дары моря всегда составляли значительную часть добычи жителей побережья Японского моря.

В начале 30-х годов прошлого века полуостров, включая и мыс Астафьева, был разбит на рыболовные участки. Их номера, получившие позже привязку к микрорайонам, до сих пор в ходу у местных жителей: 1-й, 44-й, 105-й. Правда, мыс Астафьева не имел номера – он именовался «пробным».

Долгое время на «краю земли» находился крупнейший транспортный узел по перевозке заключённых. Отсюда их отправляли морем в Магадан и на Колыму. Кроме того, зеки грузили на гулаговские пароходы продовольствие, стройматериалы и взрывчатку. Последняя и сыграла трагическую роль в событиях 24 июня 1946 года, когда подлагпункт «восьмёрка» был буквально сметён с лица земли.

Пароход «Дальстрой», ранее называвшийся «Генрих Ягода», стоял под погрузкой у мыса Астафьева. Грузили аммонал. Без всякой упаковки, просто ссыпая в трюм. И капитан судна не заметил, как в другом отсеке, гружённом толуолом, начался пожар. К горящему судну бросился на помощь буксир-спасатель «Адмирал Нахимов». Но предотвратить трагедию не удалось. Более 400 тонн взрывчатки взорвалось, полностью уничтожив в порту все здания и складские помещения. Число жертв катастрофы составило 105 человек. Хотя, казалось бы, при такой мощи взрыва их могло быть гораздо больше.

После взрыва на месте порта и причала только сваи торчали из воды да видна была притонувшая корма парохода, пятитонный якорь которого отбросило на 500 м в глубь берега. В посёлке же у мыса Астафьева со всех домов сорвало крыши и выбило окна. И более двух часов шёл с неба чёрный дождь – это осаждался на землю мазут, поднятый вверх взрывом.

Разрушения были столь велики, что перевалочную базу заключённых с мыса Астафьева перевели в порт Ванино. А портовое хозяйство восстановили здесь только в конце 50-х.

Сейчас Мыс Астафьева – небольшой портовый посёлок с населением чуть более четырёх тысяч человек. Есть своя школа и детский сад. А основные киты его экономики, которые до сих поддерживают жизнь в посёлке, – рыбные промыслы и Находкинская жестянобаночная фабрика, где делают упаковку для дальневосточных морских деликатесов. Из Находкинского морского порта эти «гастрономические приветы» с самой дальней станции Транссиба разъезжаются по всем городам и весям земного шара.

Так что, когда на Новый год или юбилей откроете баночку изысканных крабов, вспомните о далёком крае Русской земли.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв