12 декабря 2018 07:03

Провал засыпан

Эксперты предлагают восстанавливать инфраструктуру Березников

Воронка под железнодорожными путями в городе Березники Пермского края ликвидирована в конце ноября. О перспективах восстановления и последующей эксплуатации инфраструктуры станции рассказал Игорь Набойченко.

Игорь Набойченко, главный инженер Свердловской железной дороги
– Игорь Олегович, что было сделано в Березниках?
– Работа была подобна гонке. Кто кого опередит: пострадавшая от выработок месторождений солей природа или человек? Вкратце напомню, как развивались события. С 18 по 28 октября 2006 года произошло затопление шахтных полей Березниковского рудника ОАО «Уралкалий». И уже тогда впервые заговорили о риске возникновения провалов.
24 ноября началось строительство 800-метрового обхода железной дороги. В начале 2007 года по нему открылось движение поездов. 28 июля из-за подмывания рассолами удерживающих пород произошёл провал земной поверхности. Тогда уже было понятно, что 800-метровым обходом не обойтись. Мы только получили запас времени для строительства 6-километрового участка. Он также был запущен. Однако воронка разрасталась, продолжался и процесс затопления. Сохранялась опасность разрушения и этого обхода. Поэтому параллельно шло проектирование 53-километрового обхода. 28 декабря 2009 года его сдали в эксплуатацию.
25 ноября прошлого года произошёл очередной провал. В результате южная, нечётная горловина станции Березники оказалась разрушена. Работа по обслуживанию предприятий региона была организована на уцелевшей части инфраструктуры.
Такая ситуация никого, конечно, не устраивала. Пути выхода предлагались на правительственной комиссии. Изначально были определены три варианта. Первый: можно было построить новую станцию на новой площадке, но это крайне дорогое удовольствие, к тому же с длительными сроками. Вариант второй: реконструкция станции с переносом в сторону, противоположную провалу, – тоже недёшево. Наконец, самое простое решение, которое всех устраивало, – восстановление инфраструктуры в прежних границах.

Чтобы начать восстановление инфраструктуры в Березниках, нужно дождаться решения учёных
– На последнем варианте правительственная комиссия и остановилась?
– Тогда, год назад, о восстановлении станции мы даже и не мечтали. Отмечу: скептицизма по поводу достижения положительного результата добавляли результаты промеров котлована. Изначально его глубина оценивалась в 25–30 м, однако проведённый комплекс исследований показал превышение 100-метровой отметки.
И всё же в июле «Уралкалий» приступил к засыпке провала. Завершилась она в конце ноября. В котлован было уложено более 1 млн тонн песчано-гравийной смеси. Сейчас идут заключительные работы первого этапа восстановления станции Березники. Грунт на территории всего котлована поднимается до существующего уровня отметки головки рельса. Ничего подобного никто и никогда в мире не делал, и в этом уникальность нашего опыта.

– Какова роль железнодорожников в этих работах?
– Если говорить непосредственно о засыпке котлована, то велась она силами и за счёт средств ОАО «Уралкалий». Восстанавливаться станция будет на средства ОАО «Уралкалий», но уже силами ОАО «РЖД».
Провал засыпан. Устранена сама вероятность его расширения из-за подмыва бортов, что позволяет восстановить станцию в прежних границах. Это только технические результаты, но есть и моральная сторона, и в большей степени я бы сделал акцент на ней. Все убедились: с бедой в регионе можно и нужно бороться. Не отступая, но осваивая новые площади, наступая, опережая, восстанавливая то, что было разрушено.

– В какие сроки предполагается возобновить работу станции?
– В первом полугодии 2012 года должны разработать проект восстановления. Исполнителем работ выбран проектно-изыскательский институт «Уралжелдорпроект». Безусловно, сначала необходимо получить горно-геологическое заключение, которое подтвердит возможность размещения инфраструктуры на участке засыпанного провала.
Кроме того, нужно усилить служебно-технические здания, которые испытали осадочные явления, или же построить новые. В их числе здание околотка дистанции пути, маневровый пост, тяговая подстанция. Восстановительные работы должны завершиться к концу 2012 года. Сроки жёсткие, но речь идёт о полноценном восстановлении технологии работы Березниковского региона, транспортном обслуживании клиентов, которые ориентированы на станцию Березники.

– С засыпкой провала о «березниковской проблеме» можно забыть или предстоит выработать решения на перспективу?
– Березниковский регион – главная доходная база Пермского края. Основой экономики, без сомнения, остаётся производство химических удобрений. Но активно здесь развиваются химическая промышленность (ОАО «Азот», ОАО «Сода-Хлорат», Березниковский содовый завод), титаномагниевая отрасль («ВСМПО-Ависма»), бумажное производство.
Шок от последствий, вызванных провалами, уже прошёл. Идёт динамичное освоение месторождений. «Уралкалий» наращивает объём работ по станции Соликамск. Готовится освоение месторождений в районе станций Березники-сортировочные, Балахонцы (предприятия ОАО «Еврохим», ОАО «АКРОН»). Суммарный вывоз продукции только этих двух предприятий превышает 5 млн тонн в год.
На перспективу следует рассмотреть проблему вывоза продукции из этого богатейшего края. Реализовать такую задачу вряд ли получится, если заранее не принять решение об усилении пропускных способностей направления Березники – Пермь-сортировочная.

– Насколько можно будет гарантировать безопасность перевозок на инфраструктуре восстановленной территории?
– Безусловно, осадочные явления будут происходить. Но мы ещё в 2006-м выстроили систему мониторинга состояния инфраструктуры. Причём она базируется не только на наших данных, которые дают реперы, установленные для контроля состояния верхнего строения пути. Есть данные мониторинга всей территории, которые предоставляет «Уралкалий». Мы должны учесть просадки на стадиях проектирования, восстановления и эксплуатации участка, а также принять своевременные меры по исключению отклонений от нормативов.

Беседовал Евгений Невольниченко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв