12 декабря 2018 19:21

Звезда путейца

Пётр Клеванцов воспитал целую плеяду мастеров

Исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого сибиряка, Героя Социалистического Труда Петра Ильича Клеванцова, начальника Шадринской дистанции пути Южно-Уральской железной дороги.

Имя этого человека известно не только железнодорожникам. Им гордится вся Курганская область. Он был из тех людей, для которых профессия стала способом служения своей стране, народу. Не случайно в 1929 году Пётр вместе с отцом отправился из Казахстана на строительство Магнитки, которая в то время являлась подлинным магнитом для тысяч людей. Они стремились туда не только за хлебом насущным, но и для того, чтобы найти своё место в жизни. По дороге Клеванцовым встретились вербовщики, которые набирали людей для другой стройки – Троицко-Орской железной дороги. И Пётр сделал выбор – стал железнодорожником.

Начинал он рабочим-ремонтником путейского околотка, а потом стал бригадиром. Он не боялся никакой работы, но быстро понял, что ему этого мало. В 1931 году он окончил курсы дорожных мастеров в Перми, позже – Центральные технические курсы Наркомата путей сообщения в Москве и получил свидетельство техника-путейца 1-го класса. За десяток лет он вырос до начальника Варгашинской дистанции пути Южно-Уральской железной дороги, а в 1944 году возглавил 12-ю дистанцию пути в городе Шадринске.

Путевое хозяйство находилось в удручающем состоянии. На многих околотках в отдельных местах земляное полотно буквально проваливалось в болотные топи, сползали в речушки откосы насыпей. Вдобавок к этому недостаточный балластный слой, рельсы лёгкого типа. На всех 150 км одноколейного пути имелась масса предупреждений об ограничении скорости движения. Поезда буквально ползли по износившейся колее. Часты были аварии и сходы составов с рельсов.

Опыт Петра Клеванцова не забыт путейцами и сегодня
Вот такое хозяйство принял молодой руководитель Пётр Клеванцов. Но ему ли бояться трудностей?! Он за свою жизнь успел хлебнуть лиха. В 4 года остался без матери. Отец тогда воевал на фронте. А его вместе с братом воспитывала бабушка. И голодали, и выживали. У маленького Петра ещё, как говорится, молоко на губах не обсохло, а он уже знал, что такое пахать, сеять. А сейчас ему было 33 года. Расцвет сил, море энтузиазма, немалый жизненный и профессиональный опыт. Он любил железную дорогу и хотел сделать всё, чтобы она стала современной и надёжной.

Людских ресурсов не хватало. Но начальник дистанции сумел перераспределить их, чтобы организовать передвижные колонны для оздоровления пути. Они отсыпали паровозным шлаком болотистые участки, создавали термодренажные системы в выемках. На дороге не хватало щебня. И тогда Пётр Ильич предложил использовать вместо него асбоцементные отходы. Благо у соседей-свердловчан их были горы. Постепенно и старые рельсы заменили на Р43 и Р50. За первые 10 лет его руководства дистанцией закреплённые за ней пути были трижды пройдены капитальным, средним или подъёмочным ремонтом. В результате ограничения скорости движения поезда были отменены.

Путейцы в те годы работали и жили в тяжелейших условиях. Порой не имелось даже крыши над головой, сносного питания… Клеванцова это очень беспокоило. И он сумел построить дело так, что на заработанные и сэкономленные средства путейцы стали своими силами возводить жилые дома, детские сады – в общем, всё то, без чего нормальная жизнь невозможна. Неподалёку от железнодорожного вокзала в Шадринске вырос целый городок. За десять лет путейцы сдали в эксплуатацию более 20 тыс. кв. м жилья. Построили интернат, два детсада. В полосе отвода организовали даже подсобное хозяйство, а раз появились свои продукты, улучшилось и питание. Всё это настраивало людей на работу с ещё большей отдачей.

Шадринская дистанция пути стала самой передовой на Южно-Уральской дороге. И в 1959 году её руководителю Петру Клеванцову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Его практическая смётка, фантастическая работоспособность и преданность делу получили высокую оценку правительства. И все путейцы этому радовались, считая награду вполне заслуженной.

Незаурядность этого человека, масштаб личности проявились не только в делах путейских. Он воспитал целую плеяду мастеров-путейцев высочайшего класса. Среди них лауреат Государственной премии СССР Екатерина Мальцева, имя которой в 50-х годах прошлого века гремело по всей сети железных дорог. Её календарный график ухода за искусственными сооружениями применяли не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Мне посчастливилось лично знать Петра Ильича Клеванцова. Будучи начальником станции Шадринск, я проработал с ним, что называется, бок о бок семь лет. И по сей день благодарен судьбе за это везение, за ту науку, которую он преподал нам, в ту пору молодым командирам. Пётр Ильич умел по-отечески, неназойливо не только объяснять профессионально сложные вопросы, но и убеждать в необходимости заниматься воспитанием людей, их житейскими делами. Своим личным примером он звал нас решать социальные проблемы коллектива. Не случайно именно в те годы на нашем железнодорожном узле развернулось строительство Дома культуры. Станция стала примером благоустроенности. Изменилась и 12-я дистанция. К началу 60-х годов в её ведении находилось уже 400 км обновлённого пути. А пропускная способность увеличилась с 1944 по 1972 год более чем в три раза по сравнению с военными годами.

Стремительно летит время. Недавно исполнилось четверть века, как нет с нами Петра Ильича Клеванцова. Изменились и страна, и железная дорога. Но жива память об этом замечательном человеке. Его имя увековечено на Доске почёта курганских железнодорожников в городе Кургане. А на здании дистанции, которой Пётр Ильич отдал лучшие годы жизни, установлена мемориальная доска. Пусть это подсказывает новым поколениям путейцев, «делать жизнь с кого».

Виталий Арапов,
начальник станции Шадринск (1965–1973 годы)

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв