24 октября 2018 01:20

Транспорт Фаберже

В Оружейной палате Московского Кремля возле стенда, где выставлены пасхальные яйца Фаберже, всегда много народу. Люди восхищаются виртуозным мастерством ювелиров, которое ярко проявилось в этих знаменитых на весь мир изделиях. Но среди шедевров, представленных в экспозиции, особенно выделяется тот, который называют «Сибирским поездом».

Императрица Александра Фёдоровна знала, что в день Светлого Христова Воскресения государь преподнесёт ей пасхальное яйцо, изготовленное в ювелирной мастерской Карла Фаберже. В императорской семье эта традиция была заведена с 1885 года. Сначала Фаберже по заказу Александра III готовил такой подарок для императрицы Марии Фёдоровны. А после его смерти традицию продолжил сын Николай, который преподносил пасхальные яйца матери и супруге Александре Фёдоровне. Причём по заведённому правилу царь не определял Фаберже тему своего подарка. «Ваше величество будет довольно», – только и говорил ювелир. И ни разу не обманул ожидания императорской семьи.

В 1900 году, получив подарок, Александра Фёдоровна с благодарностью взглянула на мужа. Это яйцо оказалось намного крупнее других и выглядело воистину по-царски. Увенчанное литым изображением двуглавого орла, оно опиралось на серебряные фигуры грифонов. И вместо любимых Фаберже растительных мотивов было украшено символами российской государственности и рода Романовых. На широком серебряном поясе, который обхватывал яйцо, читалась выгравированная карта империи с выделенной Транссибирской магистралью и надпись: «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». «Фаберже мало быть блистательным ювелиром, он становится летописцем государственных свершений», – подумала императрица.

Первое яйцо для царской семьи, которое изготовил Фаберже, было прелестным, небольшим, с золотой курочкой, спрятавшейся внутри. Однако со временем оригинальность замысла этих изделий стала сочетаться с глубиной. Фаберже решил в честь главного православного праздника, воплощающего торжество духа, делать такие пасхальные яйца, которые отражают достижения и наиболее значимые события в жизни страны.

В 1900 году таким событием стало завершение значительной части работ по сооружению Великого Сибирского пути, самой длинной железной дороги в мире. Строительство Транссиба началось в 1891 году. Всё российское общество с волнением следило, как километр за километром пробивается новая магистраль через горы и тайгу, преодолевает Иртыш, Обь, Енисей, Амур. А вместе с ней открываются новые возможности для развития экономики, заселяются прежде безлюдные окраины империи.

Александра Фёдоровна разглядела на карте яйца, что те участки пути, которые ещё не достроены, отмечены пунктиром. Императрица открыла верхнюю часть яйца и увидела в небольшом углублении что-то напоминающее гармошку. Но оказалось, что это пять золотых вагонов во главе с паровозом. Она преподнесла к глазам лупу и прочитала на первом вагоне надпись: «Прямое сибирское сообщение». Вагоны располагались в принятом в зависимости от категории пассажиров порядке. Указан класс: 1-й и 2-й, а также количество в них мест: 18 и 24. На втором вагоне было написано – «Для дам», на третьем – «Для курящих», на четвёртом – «Для некурящих». А в последнем вагоне – храм.

Однако главный сюрприз был впереди. Император вручил ей крохотный золотой ключик. Она осторожно вставила его в еле заметное отверстие в локомотиве и, обычно сдержанная, восхищённо всплеснула руками. Колёсики поезда дружно заработали, и он пошёл, победно поблескивая рубиновым фонарём и бриллиантовыми фонариками на локомотиве.

«Сибирский поезд» входит в золотую пятёрку яиц Фаберже, которые имеют внутри крошечный механизм. Однако он гораздо сложнее, чем заводные слон с фигуркой погонщика, лебедь и павлин… Трудно поверить, что поезд оживал в результате работы механизма длиной всего 2 см, размещённого в локомотиве. Слава об этом яйце стала распространяться, наверное, так же быстро, как и о строительстве магистрали. Императрица отправила это чудо в качестве экспоната на Всемирную выставку в Париже, которая открылась в апреле 1900 года.

Это было событие международного масштаба, 35 стран демонстрировали там свои достижения. Парижскую выставку в том году посетило свыше 50 млн человек, что является до сих пор абсолютным рекордом интереса к массовому мероприятию. Французы поразили своей Эйфелевой башней и Лионским железнодорожным вокзалом, окончание строительства которого приурочили к выставке. А немцы удивили двигателем внутреннего сгорания, который изобрёл Рудольф Дизель.

Однако фаворитом выставки стала Россия. Её главная экспозиция посвящалась строительству Транссибирской магистрали.

Великий Сибирский железный путь притягивал внимание буквально всего мира. Западная печать называла его «позвоночным хребтом русского великана». Это строительство считали событием, не уступающим по значению открытию Америки или сооружению Суэцкого канала. Темпы прокладки рельсового пути в сочетании с труднейшими условиями работы казались просто фантастическими. И все хотели знать, как удалось достичь таких результатов. Специальный комитет выставки во главе с Густавом Эйфелем тоже оценил российские достижения и присудил золотую медаль инженеру Лавру Проскурякову, автору проекта железнодорожного моста через реку Енисей.

Гран-при получил и аттракцион, который подготовило Министерство путей сообщения. Публику приглашали совершить небольшое путешествие по Транссибирской магистрали. Желающие садились в настоящие вагоны, которые начинали раскачиваться, имитируя движение поезда, а за окнами мелькал реальный российский пейзаж – от Урала до Дальнего Востока. Он был нарисован на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окном. Эту гигантскую панораму создал художник Павел Пясецкий.

В выставке участвовал и Карл Фаберже, представивший свои изделия. Главным среди них стало пасхальное яйцо «Сибирский поезд». Оно принесло ювелиру подлинный триумф. Фаберже получил Гран-при и французский орден Почётного легиона, а Парижская гильдия золотых дел мастеров удостоила его звания мэтра. Это означало международное признание. Фирма Фаберже стала поставлять ювелирные изделия всем королевским домам Европы.

Карл Фаберже не был «человеком в футляре», которого интересовало только ювелирное дело. События в стране он воспринимал как источник идей для своих изделий, пропуская их через своё сердце. Поэтому пасхальное яйцо «Сибирский поезд» и получилось не холодным изысканным изделием, а живым, вызывающим у людей восторг и множество ассоциаций.

Тема Транссибирской магистрали в пасхальных яйцах Фаберже возникает трижды.

В 1891 году в его мастерской создаётся пасхальное яйцо «Память Азова». Оно появилось в память о путешествии цесаревича Николая Александровича на одноимённом крейсере. Модель крейсера – секрет яйца, – выполненная из золота и платины, до мельчайших деталей воспроизводит внешний вид и даже оснастку этого судна. Обогнув Азию и побывав во многих странах (Индии, Китае и Японии), наследник престола спустился на берег во Владивостоке и 19 мая 1891 года в районе Куперовской пади принял участие в закладке серебряной пластины и первого камня в память о начале строительства Великого Сибирского пути. А в 1892 году по предложению министра путей сообщения Сергея Витте его назначили председателем комитета по постройке магистрали. Для будущего венценосца такая работа стала, по сути, школой управления государством. Именно этот момент, по мнению многих историков, является наиболее важным итогом этого путешествия.

К Пасхе 1910 года Фаберже изготавливает яйцо с миниатюрной моделью памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Скульптура стала первым монументальным посвящением этому государю в столице. На лицевой её стороне выбита надпись: «Императору Александру III – Державному основателю Великого Сибирского пути». Памятник установили перед Московским (тогда ещё Николаевским) вокзалом, откуда поезда отправлялись в долгий путь до Владивостока. Надо сказать, что в его правление территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. Царя называли ещё и миротворцем – Россия не вела при нём ни одной войны. Однако главным его деянием считают Великий Сибирский путь, который уже 120 лет связывает воедино нашу огромную страну.

Что же касается Фаберже, то, создав этот шедевр, он завершил свой рассказ об этой магистрали, её великом замысле и масштабе и о людях, по велению которых она была построена.

К сожалению, неизвестно, сколько всего императорских пасхальных яиц изготовил Карл Фаберже. Специалисты полагают, что не менее 54. Более половины из них бесследно пропали во время революции. А 24 передали в Оружейную палату в 1927 году. Однако новая власть отчаянно нуждалась в средствах. И чтобы пополнить казну, решено было продать часть художественных ценностей. Среди них оказались и 14 яиц Фаберже. В 1930 году они «ушли» западным толстосумам по стоимости металла. Но три яйца – «Сибирский поезд», «Память Азова» и «Памятник Александру III» – уцелели. Правда, в 1933 году отобрали для нового аукциона ещё пять яиц, в том числе и «Память Азова». Но его удалось отстоять сотрудникам Оружейной палаты. Так и уцелели эти три яйца. Три шедевра, в которых отражены и высокое искусство, и история России.

Наталья Кузина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв