14 декабря 2018 06:53

Речное разгильдяйство


Михаил Войтенко, специалист морского бюллетеня «Совфрахт»:
– После гибели теплохода «Булгария» в стране началась паника, отовсюду слышатся требования покарать виновных немедленно и заменить чуть ли не весь флот. Под раздачу попадают даже те, кто вообще не имеет отношения к катастрофе, – капитаны проходящих мимо судов.
Пока ещё рано принимать меры, необходимо дождаться определения точных причин происшествия. Мы знаем лишь то, что теплоход утонул так быстро, потому что потерял устойчивость. Если бы он медленно шёл ко дну – такого количества погибших не было бы. Наиболее правдоподобная версия, почему теплоход так резко утонул: открытые иллюминаторы в каютах и машинном отделении. «Булгария» вышла в рейс во время шторма, высота волн достигала метра, а для речного транспорта это много. Водонепроницаемых перегородок конструкция теплохода не подразумевала. В этом случае возникает вопрос к эксплуататорам судна. Иллюминаторы держались открытыми, потому что в машинном отделении всегда сильная жара, да и каюты размещались на нижних палубах, где не прохладнее. Почему владельцы или арендаторы судна не позаботились о том, чтобы заварить иллюминаторы и поставить систему кондиционирования?
Все остальные причины трагедии, которые муссируются в СМИ, не выдерживают никакой критики. Речной теплоход без проблем работает на одном двигателе, это же не морское судно. Многие говорят, что «Булгария» накренилась из-за того, что её топливные танки были наполнены только наполовину. Это ерунда. Неужели вы думаете, что все суда ходят исключительно с полными танками, а в противном случае тонут? Паника по поводу речного флота уже переходит в истерику. Это на руку крупным объединениям судостроителей, которые хотят получить заказ на возведение новых кораблей. Ретросуда во всех странах ходят как по рекам, так и по морю. Их любят как пассажиры, так и судовладельцы. Другое дело, что нужно обратить пристальное внимание на технические требования к таким теплоходам. Если они недостаточно чётко прописаны (например, там нет требования к иллюминаторам в шторм), то их нужно переделать, а потом заставить судовладельцев и арендаторов эти правила выполнять.


Георгий Мохов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ):
– Выяснилось, что компании, продававшие круизы на «Булгарии», не имели права заниматься туроператорской деятельностью, поэтому их ответственность не была застрахована. Не получили пассажиры и медицинской страховки. Сразу же появились слухи о том, что пострадавшие и родственники погибших не смогут получить компенсаций. Это неправда. Во-первых, жизнь пассажиров «Булгарии» была застрахована по программе обязательного страхования на транспорте на 120 МРОТ, то есть 519,6 тыс. руб.
Страхование гражданской ответственности туроператора не имеет отношения к возмещению вреда жизни и здоровью. Да, пассажиры не получат обратно денег за свои путёвки. Но арендаторы судна обязаны выплатить пострадавшим и родственникам погибших комплексное возмещение: расходы на погребение или лечение, компенсацию среднего заработка на время нетрудоспособности, пособие по инвалидности или по утрате кормильца, а также возмещение морального вреда. Потерпевшие могут назвать любую сумму, Гражданский кодекс её не ограничивает.
Следствие ещё идёт, но пострадавшие и родственники погибших могут требовать компенсации уже сейчас. Письменные претензии нужно предъявлять как к арендаторам, так и к владельцам судна, ведь пока непонятно, какие между ними были договорные отношения, кто конкретно отвечал за техническую безопасность судна. В интересах виновников трагедии выплатить компенсации пострадавшим в досудебном порядке. Но если мирным путём урегулировать ситуацию не получится, то потерпевшие имеют право обратиться в суд с гражданским иском.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Выбор редакции

Летний призыв