12 декабря 2018 19:27

«Витязь» у океана

Тяжеловес прошёл Байкало-Амурскую магистраль

На БАМе пропущен экспериментальный тяжеловес. В порт Ванино впервые пришёл поезд в 6 тыс. тонн.

«Витязь» провёл по БАМу шеститысячник и даже не особо «нагрелся»
Шеститысячник прошёл по двум дорогам – Восточно-Сибирской и Дальневосточной. По электрифицированному ходу, от Тайшета до Таксимо, его вели электровозы серии 3ЭС5К «Ермак», а далее – тепловозы 3ТЭ25А «Витязь» – первые отечественные локомотивы с асинхронным приводом.

В конце прошлой недели поезд из 64 гружённых углем полувагонов, а также тормозоиспытательного вагона-лаборатории прибыл в конечный пункт маршрута – на терминал ЗАО «Дальтрансуголь» близ Ванино. От Тайшета поезд прошёл 4,9 тыс. км.

Как сообщил руководитель испытаний директор проектно-конструкторского бюро департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Юрий Попов, эксперимент показал, что пропуск поездов в 6 тыс. тонн по северному широтному ходу возможен с использованием локомотивов «Витязь».

По его словам, эта машина по сравнению с тепловозами, работающими на коллекторных тяговых двигателях, имеет ряд преимуществ.
«Данный локомотив не требует такого обслуживания, как его предшественники. Также машина не боится перегрева. На отдельных участках шли на предельных режимах и замеряли температуру тягового двигателя. Максимальный нагрев составил 92 градуса при допустимых 180», – сказал Юрий Попов.

Тепловоз создавался с улучшенными тяговыми характеристиками. На многих участках, где традиционно идут поезда с подталкиванием, толкачи не применялись вовсе. При этом масса состава превышала принятые эксплуатационниками весовые нормы. Также локомотив получился более устойчивым к боксованию.

Хороший результат продемонстрировал «Витязь» при прохождении, пожалуй, наиболее трудного участка маршрута – от станции Оунэ до Высокогорной, где путь, пролегающий через Кузнецовский перевал, имеет крутые подъёмы. Здесь применили особую технологию. Масса поезда составляла 5050 тонн (на Высокогорной он был пополнен снова до 6000 тонн) против установленной нормы 4500 тонн.
«Такие поезда на данном участке водят по следующей схеме: шесть секций тепловоза в головной и три в хвостовой части. Мы шли нормально – в голове три и столько же в хвосте, то есть на три секции меньше. Я, честно говоря, переживал, что всё окажется намного сложнее», – сказал руководитель испытаний.

Проходить же сложный перевальный участок без «перелома» веса поезда повышенной массы смогут после завершения строительства нового Кузнецовского тоннеля в 2012 году.

Как отметил и.о. начальника Дальневосточной магистрали Алексей Гладилин, в последние годы Восточный полигон сети испытывает стабильный рост перевозок.
«В 2010-м дорога практически на треть приросла по грузообороту, в этом году первый квартал закончили с плюсом – 17%. Безусловно, освоение возросших объёмов перевозок требует развития инфраструктуры и огромных трудозатрат», – подчеркнул он.

По его словам, поступление новых локомотивов «Витязь» станет одним из решений проблемы ограничения роста грузопотока в порты Ванино-Совгаванского узла и, как следствие, приведёт к полному удовлетворению заявок грузоотправителей.

В этой связи гендиректор ЗАО «Дальтрансуголь» Александр Ганин рассказал, что терминал выходит на ежемесячный объём перевалки 1 млн тонн. «Следующим шагом совместной деятельности с РЖД должен стать рубеж в 1,5 млн тонн. И, я уверен, это не предел наших возможностей», – сказал менеджер. По его словам, сейчас «Дальтрансуголь» увеличивает свои мощности. В частности, строятся дополнительные пути.

Как сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин, в 2011 году будут выпущены шесть локомотивов «Витязь». На будущий год, исходя из возможностей производителя – Брянского машиностроительного завода, предприятие ещё получит заказ на машины данной серии, которые будут поступать в том числе на Дальневосточную.
«С появлением этого тепловоза есть возможность полностью поменять линейку локомотивов грузового движения», – сказал вице-президент компании. Он также отметил, что пропуск экспериментального поезда выявил участки, где надо усиливать инфраструктуру. Хотя если оценить ситуацию в целом, она к пропуску поездов подобного веса и длины готова. Но «Витязь» может брать и поезда весом более 6000 тонн. «Можно увеличивать нагрузку. Для этого надо готовить нашу основу: путь, устройства СЦБ, энергетики», – добавил Алексей Воротилкин.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Ванино


Справка «Гудка»
    «Ермак» – электровоз с усовершенствованными тяговыми электродвигателями, рекуперативным торможением, микропроцессорной системой управления, обеспечивающей ручное и автоматическое управление движением, диагностику. Конструктивная скорость – 110 км/ч. «Витязь» – магистральный двухсекционный тепловоз с асинхронным приводом. Двигатели позволяют в разы увеличить тяговые свойства локомотива и убрать из конструкции множество тяжеловесного и энергоёмкого оборудования. Конструктивная скорость – 120 км/ч.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Выбор редакции

Летний призыв