11 декабря 2018 16:58

Случай в Тайге

По улицам сибирского города целый день вместо автобусов ходили вагоны

Эта история началась с того, что Омскому государственному университету путей сообщения ОАО «РЖД» передало шесть вагонов электропоезда ЭД6. Два вагона вуз оставил себе, один отдал Омскому желдортехникуму. Ещё три были отправлены в Тайгу – в Институт железнодорожного транспорта.

Жители Тайги смогли увидеть в своём городе не самые обычные «саночки» – это доставляли учебный вагон для институтского полигона
– На пристанционные пути Тайги вагоны уже доставлены, – звонит мне директор ТИЖТа Евгений Селиванов. – Завтра перевозим их на учебный полигон института. Приедете поучаствовать?

Утром вместе с Селивановым я уже на пристанционном тупике. Подготовка к «сухопутной» транспортировке идёт полным ходом. Ребята тайгинского восстановительного поезда опускают кран к первому пассажирскому вагону, закрепляют его тросами. Вагон отрывается от земли. Кран несёт его к двум небольшим металлическим площадкам, расположенным в пяти метрах друг от друга и соединённым между собою тросом.

– Что это за площадки? – спрашиваю я одного из железнодорожников.
– Сани, – отвечает мне рослый дядя в «желтухе». – В депо сделали из швеллеров, огромную нагрузку выдержат. А трос натягивают между ними, чтобы вагон на поворотах мог поворачивать вместе с движущими его машинами.

Селиванов говорит, что мы присутствуем при историческом событии – так вагоны здесь ещё не транспортировали.
– Обычно технику на полигон перевозим так: выкатываем из-под корпуса ходовую часть, ставим вагон на старогодные тележки и на листовом железе везём, – поясняет он. – А ходовую отдельно.

Вагон крепят к саням, и два гусеничных бульдозера в сизом дизельном выхлопе выезжают на улицу Кирова.

При движении вагон покачивает. Проезжая мимо одного из домов, видим испуганную бабульку.
– Кормильцы! – голосит она. – На мой дом поезд не свалите!
– Да не волнуйтесь вы, мамаша! – басят железнодорожники. – Вагон сам по себе не свалится. Он хоть и смотрится масштабно, но вся тяжесть его – внизу. Шатается как неваляшка, но не падает. Закон физики!

Бабушка успокаивается.

Когда трактора выруливают на центральную площадь Тайги, горожане проявляют небывалый ажиотаж. Жители, несмотря на мороз, выходят на балконы, машут из окон руками.
– Бой городским пробкам! – весело кричит один из жильцов. – Будущее Тайги за электричками!

Сделав поворот на улицу Лермонтова, сани переезжают с мягкой снежной подстилки на голый асфальт. Из-под саней дымит.
– Горим! – тормошу я Селиванова.
– Это не дым, а пар, – успокаивает меня Евгений Иванович.

Мы подходим к следу и видим, как гладко, будто по маслу, идёт многотонный кортеж. Удивительно, но ни сани, ни гусеничные трактора нисколько не повредили асфальт.

Сани идут со скоростью 15 км/ч, и мы едва успеваем за ними, движемся полубегом. По дороге директор Тайгинского института объясняет мне, насколько важен для его полигона ЭД6.
– Это же один из новейших наших электропоездов, – говорит Селиванов. – Современные механика и электроника позволят проходить практику не только будущим локомотивщикам, но вагонникам и энергетикам. Больше того, на электропоездах других серий могли тренироваться только машинисты-электровозники. А на ЭД6 свои знания будут оттачивать и тепловозники. Это стало возможным благодаря унифицированной механической части электропоезда, располагающей современным решением подвески тягового двигателя и передачи вращающего момента на колёсные пары. И нашим будущим проводницам есть где отточить мастерство. Салон электропоезда у нас повышенной комфортности. Словом, ребята выйдут, вооружённые до зубов.

Самая опасная часть транспортировки ожидает нас уже на подступах к полигону. Здесь поворот, крутой спуск и такой же подъём. Но сани с ювелирной точностью вписываются в поворот и начинают тихонько спускаться вниз. Вагон так поддавливает на впереди идущий трактор, что второй, придерживающий его сзади, катится сам по себе, как те же сани. Но вот долгожданный подъём, и вагон, сбавляя ход, неспешно поднимается на территорию полигона.
– Вы когда-нибудь видели, чтобы вагон ехал не вдоль, а поперёк? – спрашивает меня Евгений Селиванов.
– Нет, – отвечаю.
– Ну тогда смотрите.

Железнодорожники мощными домкратами переставляют вагон с саней на приготовленные шпалы, что лежат рядом с путём. Потом вновь поднимают вагон и устанавливают первую тележку на металлическую рейку, которая может выдержать вес до 120 тонн. Колёсная пара медленно скользит по ней поперёк, пока аккуратненько не становится на рельсы. Так же сползает на путь и вторая тележка. То есть обошлись без крана – одними домкратами.

Этим же днём и таким же маршрутом мы перевезли из тупика на полигон ещё два вагона электропоезда. Когда из-под последнего вагона выдернули сани, Селиванов облегчённо вздыхает.
– Через месяц наши практиканты уже начнут изучать новый электропоезд, – говорит он. – Признаюсь вам, что мне бы и одного вагона хватило – основного моторного. Но, раз дали три, я особо не возражал. Они не будут лишними. Наши ребята изучают даже то, что не по их специальности. Оно и правильно.

Есть у этой истории ещё один полезный момент. По словам Селиванова, на примере доставки вагона в Тайгу компания продемонстрировала, как может слаженно работать в трёхуровневой системе управления.
– Самостоятельные дирекции сработали на одно благое дело единого холдинга, – говорит он. – Дирекция управления движением помогла с доставкой вагонов до Тайги, ремонтники сделали сани, дирекция аварийно-восстановительных средств перетащила нам вагоны. И никто при нынешней самостоятельности и независимости друг от друга не сказал нам: «Это ваши проблемы». А это дорогого стоит!

Анатолий Болдырев,
соб. корр. «Гудка»
Тайга – Кемерово
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Выбор редакции

Летний призыв