13 декабря 2017 18:22

Среда для бизнес-моделей

ЭТРАН превращается в мощную платформу для предоставления новых услуг клиентам



За десять лет система «ЭТРАН» стала полноценным инструментом управления перевозками, который постоянно продолжает совершенствоваться.

Елена Кунаева, генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД»
– Елена Акимовна, какие задачи изначально преследовались при внедрении системы «ЭТРАН»?
– Ещё 16 лет назад, когда в МПС России была создана система фирменного транспортного обслуживания, нам пришлось решать задачу повышения качества наших услуг за счёт создания более эффективного документооборота. Был проведён реинжиниринг действующих информационно-технологических решений и разработана автоматизированная система централизованной подготовки перевозочных документов «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН) – многоуровневый программный комплекс, обеспечивающий весь технологический процесс документооборота при работе с клиентом, начиная от приёма заявки на перевозку груза, её согласования, оформления перевозочных документов, расчётов провозной платы и прочего и заканчивая контролем выполнения принятого заказа. При этом заявка на перевозку грузов, перевозочный документ, ведомости подачи/уборки, учётная карточка – всё это уже рассматривается нами не в качестве разрозненных первичных документов, а как взаимосвязанные технологические звенья одной цепи.
Перед разработчиком ЭТРАН – компанией «ИнтэлЛекс» – была поставлена задача создать систему, которая должна автоматизировать жёсткое соблюдение регламентов операций по принятым бизнес-правилам. ЭТРАН должна работать в строгом соответствии с утверждёнными нормативными документами и выступать залогом соблюдения технологической дисциплины. Это был один из принципов, продиктованных ОАО «РЖД», и он же, кстати, стал самой большой проблемой, когда мы начали перевод сотрудников на использование новой информационной среды. Многие говорили: «а мы привыкли иначе», «а раньше можно было по-другому». Каждый хотел привнести что-то своё, тем самым нарушив технологию транспортного обслуживания, оформления или расчётов за перевозки грузов.
Но со временем всё вошло в нужное русло. В результате внедрения системы ОАО «РЖД» получило солидный экономический эффект благодаря точности взыскания провозных платежей, потому что «зашитые» в систему правила расчётов минимизировали риски ошибок. Искажения, вызванные несвоевременным обновлением версий системы, теперь исключены. ЭТРАН даёт компании полную информацию обо всех принятых и согласованных заявках, оформленных перевозочных документах как на приём, так и на выдачу груза.

– Сколько пользователей насчитывает сегодня система, насколько выросло их число?
– В 2003 году был один клиент – ОАО «ЛУКОЙЛ». В 2005 году уже 174 промышленных предприятия подключились к АС «ЭТРАН» и оформляли заявки на перевозки грузов и перевозочные документы с рабочих мест своего офиса. Сегодня же к системе подключены более 7000 организаций и более 36000 пользователей.

– Какие новые функции АСУ дополнительно взяла на себя за время своего существования и как это отразилось на повышении качества работы самой системы фирменного транспортного обслуживания?
– Одним из важнейших преимуществ системы является возможность подключения к ней грузоотправителей. В ЭТРАН реализована функция по оформлению заявок и непосредственно перевозочных документов прямо с рабочих мест грузоотправителей. А это уже первый шаг к новому уровню сервиса! Следующим значительным этапом развития электронного документооборота стало применение электронной цифровой подписи при оформлении перевозочных и иных документов. За последние пять лет в системе реализован практически полный объём функционала электронного документооборота между РЖД и пользователями услуг. Внедрение механизма электронной подписи во всём жизненном цикле электронного документа сделало ЭТРАН юридически значимой системой.
Новые требования возникли, когда стали появляться новые субъекты транспортного рынка, и с переходом от инвентарного парка вагонов к парку вагонов различной собственности возникла необходимость решать оптимизационную задачу, которая получила название «адресная подсылка порожняка». Для этого в 2006–2007 годах была реализована автоматизированная система динамического распределения порожних вагонов. Начиная с 2010 года в рамках автоматизации процесса планирования и согласования заявок на перевозку грузов разработана автоматизированная система согласования заявок с учётом перерабатывающих способностей инфраструктуры. При согласовании в АС «ЭТРАН» заявок на перевозку грузов происходит проверка возможностей фронтов погрузки-выгрузки станций. В этом же году была реализована система продажи услуг по предоставлению вагонов в рамках агентских договоров, заключённых между РЖД и собственниками подвижного состава, от регистрации заключённого договора с клиентом до производства расчётов за предоставленные услуги. Развитие данной системы продолжилось и в 2012 году при организации предоставления парка ВСП. ЭТРАН взяла на себя всю работу по ведению договорных отношений, учёту перевозок, а также аналитике по использованию данных вагонов. Также в 2011 году была реализована система продажи предоставления услуги по временному размещению подвижного состава, не используемого в перевозочном процессе (услуга по отстою вагонов).

– Вы сказали о необходимости отражения в системе изменений в правовой базе. Насколько своевременно это удаётся делать?
– Это одна из систем, способных в кратчайшие сроки приспособиться к новым «правилам игры», но, конечно, все изменения в уже сложившуюся, устоявшуюся систему не могут быть внесены мгновенно. Время, необходимое на внесение изменения, зависит от сложности и масштабности работ. К примеру, введённый в действие в январе 2012 года приказ Минтранса № 258 в установленные сроки нашёл своё отражение в АС «ЭТРАН». В систему были внесены такие изменения, как указание заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 в накладной на порожний вагон, под которую отправляется вагон, а также проверка на этапе согласования уведомления на предъявление порожнего вагона возможности перевозчика принять вагон к перевозке. Внесение изменения и доработка программного обеспечения – это непрерывный процесс.

– Расскажите несколько подробнее, какое отражение находят в системе происходящие в последнее время изменения на сети, связанные с управлением частными вагонными парками.
– В данной ситуации необходимо было принимать кардинальные меры по регулированию порожних вагонопотоков, в том числе и с отображением данных мер в информационных системах. Такие меры, прежде всего, были отражены в приказе Минтранса № 258, который направлен на регулирование отправления порожних вагонов под погрузку. Кроме того, с ростом числа собственников и операторов подвижного состава остро встал вопрос о контроле за вагонами, а точнее, за отображением актуальной информации о владельце вагона. Для решения этой проблемы было принято решение о создании электронной базы доверенностей в АС «ЭТРАН».

– Какие задачи стоят по дальнейшей интеграции системы со смежными информационными системами?
– В дальнейшие планы по развитию АС «ЭТРАН» непременно входит интеграция с системами финансового и производственного блока компании. Кроме того, ведётся работа по интеграции с информационными системами органов государственной власти, участвующих в перевозочном процессе, таких как Федеральная таможенная служба и налоговые органы.

– Какими вам видятся общие горизонты развития системы «ЭТРАН»?
– За 10 лет успешной работы она превратилась в полноценный инструмент для управления перевозками. За счёт реализации проекта трансграничного обмена данными система перешагнула рубежи страны. При этом в текущем году ЭТРАН мигрировала на новый, более производительный серверный комплекс. Перед проектом открываются огромные перспективы, связанные с реформированием ОАО «РЖД» и появлением новых субъектов транспортного рынка грузовых перевозок, а соответственно, новых бизнес-процессов, которые необходимо автоматизировать. С одной стороны, это бизнес-процессы операторских компаний, которые теперь напрямую используют возможности ЭТРАН в своих производственных системах. С другой – изменения внутри ОАО «РЖД», появление новых типов услуг, оказываемых клиентам. В качестве примера можно привести комплексные транспортно-экспедиционные услуги, в последнее время активно продвигаемые ЦФТО. В обоих случаях ЭТРАН является общей интеграционной средой, обеспечивает саму возможность возникновения и развития новых бизнес-моделей. Превращение в информационную, техническую и технологическую платформу для реализации новых услуг клиентам ОАО «РЖД» и является сейчас главным вектором дальнейшего развития этой системы.

Беседовал Олег Сергеенко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30