21 июля 2018 16:22

Большой КУШ

Отработавшими железобетонными шпалами могут заняться аутсорсинговые компании

«Гудок» опросил мастеров и начальников путевых машинных станций ряда дорог и выяснил, что многолетняя наболевшая проблема утилизации железобетонных шпал стала, наконец, решаться. Правда, пока только на пяти «пилотных» магистралях.

Вопрос утилизации железобетонных шпал во все времена был большой проблемой
Как отмечают путейцы, что в советские годы, что во времена новой России серьёзной головной болью был для них пресловутый вопрос – куда, собственно, девать отработавшие железобетонные шпалы. Каких-то специальных программ по их утилизации не существовало. Нередко приходилось изыскивать специальные места для складирования никому не нужного материала. За долгие годы скопилось его немало. Кое-что, правда, отдавали гражданам для ограждения дачных участков, а что-то использовали для ограждения полосы отвода от дикого или домашнего скота. При этом следили за судьбой железобетонных шпал не так пристально, как за деревянными. И неудивительно: они совершенно неогнеопасные.

Несмотря на то что территории в России хватит ещё на многие миллионы и даже миллиарды отработавших шпал, засорять родную землю, тем более, когда государство начинает всё более активно интересоваться сферой природоохраны, – далеко не тот вектор развития, которому должно следовать ОАО «РЖД». Отчасти исходя из таких соображений, в последние годы стали разрабатывать программы по борьбе с таким «неликвидом». Одним из наиболее перспективных проектов в этом направлении стала утилизация отработавших шпал на специализированных установках типа КУШ-40.

Данная разработка – отечественная. Над её созданием работали в том числе и отраслевые институты и предприятия ОАО «РЖД». Установка обеспечивает полную утилизацию шпал, которые в естественных условиях практически не разлагаются (то есть решает серьёзную задачу бережного отношения к природе нашей страны). По информации, предоставленной разработчиками, использование КУШ-40 дало возможность полностью отказаться от затрат на выделение земельных участков для складирования отслуживших свой срок шпал, а также вернуть в производственно-хозяйственный цикл до 90% отходов в виде строительного щебня и очищенного лома арматурной стали. Налицо экономический эффект.

Однако внедрение дробильных установок ведётся отнюдь не ударными темпами. Как сообщают путейцы с Московской магистрали, первая такая установка появилась у них на дороге в 2005 году. С той поры компания закупила ещё четыре аналогичные машины. Сегодня их можно встретить также на Октябрьской, Свердловской и Южно-Уральской. Дело в том, что КУШ – удовольствие не из дешёвых. Его стоимость свыше 20 млн руб., а окупаемость, несмотря на «щебёночный голод», – 7 лет. То, что машина окупится, – сомнений у специалистов нет. На той же Южно-Уральской спустя всего год после начала «молотильных» работ уже составили длинный список покупателей щебня. Кто-то использует его на приусадебных участках, есть серьёзные заказы дорожно-строительных организаций Челябинской области и структурных подразделений Южно-Уральской дороги (как путейцев, так и вагонников). В прошлом году удалось заключить договор на крупную партию щебня с Карабашским дорожно-ремонтным управлением, которое строило автомобильную дорогу в черте города Троицка.

Большим плюсом дробильных установок путейцы называют то, что такие машины дают возможность принимать шпалы к дроблению без предварительной подготовки, что позволяет утилизировать их целиком. Непосредственно утилизация шпалы происходит следующим образом. Бывшие в употреблении и отслужившие срок шпалы доставляются погрузчиком или платформой в зону действия манипулятора. Манипулятор подаёт их в приёмный лоток дробильной установки. Измельчают шпалы щёковой дробилкой. Полученная масса по выходному лотку поступает на разгрузочный транспортёр. Затем железоотделитель забирает арматуру, а очищенный щебень по боковому транспортёру поступает на виброгрохот и выводится наружу через три отсека под разный размер щебня.

Только за сутки в течение трёх рабочих смен он может перерабатывать до 960 шпал. Однако на данный момент, по информации представителей путевого хозяйства компании, дробильная техника работает отнюдь не на полную мощность. Так, только за прошлый год силами всех пяти установок было переработано в щебень лишь 150 тыс. таких шпал. С одной стороны, цифра значительная. По грубым прикидкам обработано около 80  км рельсошпальной решётки: её разобрали, металл сдан в металлолом, а щебень выдан покупателю. С другой стороны – если, постаравшись, загрузить только одну такую установку на полную мощность, то в год она сможет обрабатывать 300 тыс. штук шпал, то есть в два раза больше, чем сделали в прошлом году пять аналогичных машин все вместе.

Очевидно, что путейцам не по силам самим заставить работать молотилки в том ритме, в котором того требовала бы их окупаемость. Но их задача пути ремонтировать, рельсошпальную решётку укладывать. А тут на плечи ПМС возложили очередную обязанность. А ведь для работы на молотилках простого путейца мало будет, его нужно, оторвав от основных работ, научить, как правильно трудиться на новой технике. Нужны, в общем, новые рабочие места, причём в больших количествах, чтобы, как при идеальных расчётах, можно было в три смены трудиться. Сегодня начальники ПМС с работами на КУШах, конечно, справляются. Но нужно не справляться, а эффективно утилизировать шпалы. Потому, наверное, и возникла идея пригласить к управлению КУШами аутсорсинговую компанию. Предприниматели смогут заняться утилизацией шпал вплотную, а путейцы перестанут отвлекаться от своего основного занятия.

Напоследок хотелось бы отметить, что касательно и утилизации деревянных шпал, ничего не стоит на месте. В компании также работают над решением этой проблемы. Так, как отмечают в Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, на станции Тагул Восточно-Сибирской сегодня успешно эксплуатируется установка по утилизации отработанных деревянных шпал и нефтесодержащих отходов. Образующееся при работе установки тепло направляется для отопления производственных помещений. В течение этого года железнодорожники введут в эксплуатацию вторую технологическую линию по утилизации отработанных деревянных шпал. Это увеличит производительность установки в три раза. На обоих объектах для термической утилизации отходов нашли своё применение сертифицированные инсинераторы серии ИН-50 отечественного производства. Технология сжигания соответствует европейской Директиве ЕС 2000/76. Отработанные деревянные шпалы в США, ЕС (Швеция, Германия) утилизируются также термическим способом.

В том, что КУШов пока единицы и что они представлены далеко не на всех дорогах, ничего страшного нет. Как отмечают в компании, на востоке железобетонные шпалы стали укладывать только в конце 90-х, начале 2000-х. Это означает, что нужда в их утилизации возникнет не раньше, чем через 50 лет. А закупать машины или строить заводы по утилизации в тех регионах пока рано.

Владислав Кукреш
Елена Казакова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31