21 ноября 2018 01:26

Вся такая из себя Лихая

Станция как зеркало русской истории

Лихие люди в окрестностях этой станции в Ростовской области не переводились никогда. Правда, сейчас преступник уже не тот – больше хулиганят или промышляют мелкими кражами. Другое дело – хроника прошлых столетий: императрицу ограбили, поезд обчистили, склад импортных товаров растащили.



Станционный перрон присыпан серым снегом. По нему, особо не торопясь, внимательно рассматривая пассажиров прибывшего поезда Грозный – Москва, идут два младших сержанта – Антон Кожевников и Валентин Максименков. Полицейский наряд обходит свои владения.

В сутки через станцию Лихая проходит около пяти десятков поездов – из южных регионов в Центральную Россию, за Урал и обратно. Народ едет разный – нужен глаз да глаз, признаются полицейские.

В прошлом году на Лихой сотрудники транспортной полиции задержали более 40 человек, находящихся в федеральном розыске. А в одном из поездов обнаружили 9 кг героина.
«Впрочем, сейчас тяжкие преступления на железной дороге происходят нечасто. В основном нарушители пытаются использовать дорогу как путь отхода с места преступления, и одна из наших задач выявить их, – рассказывает начальник Лиховского линейного отдела МВД России на транспорте полковник полиции Михаил Смагин. – А вот раньше – да, лихое место здесь было».


По слову императрицы

Согласно местной легенде, именно эту фразу – «Лихое здесь место» – произнесла императрица Екатерина II наутро после неудачной ночёвки близ того места, где сейчас стоит Лихая. В 1787 году самодержица с кортежем возвращалась из своего знаменитого Таврического путешествия – полугодовой инспекции присоединённых южных земель. В одну из ночей была вынуждена остановиться на почтовом тракте в донских степях. Место безлюдное, глухое. Степь да балки, небольшая безымянная речушка. Когда наутро трогались в путь, выяснилось, что за ночь лихие люди сумели пробраться в лагерь и часть путешественников, в том числе и императрица, лишились некоторых вещей.

Недобрая слава местных степей вокруг почтового тракта держалась ещё сотню лет. В начале XIX века здесь был основан хутор Лихой. Опять же по местным преданиям названием хутор обязан и императорской, брошенной в сердцах фразе, и лихому атаману местных разбойников по фамилии Лихачёв.

Лишь к середине XIX века окрестные земли подрастеряли свою разбойничью славу, а хутор Лихой стал казачьим поселением. Но название осталось.

В 1872 году вблизи хутора начала действовать железнодорожная станция на только что построенной Воронежско-Ростовской железной дороге. Станцию, как и близлежащий хутор, назвали Лихая. К началу нового века, с окончанием строительства ветки Лихая – Царицын, Лихая стала узловой.

Вскоре вокруг станции вырос рабочий посёлок, в котором жили семьи железнодорожников. Здесь же находился и дом местного железнодорожного жандарма Шаповалова.

Прошло несколько десятков лет, и резкий рост преступности на транспорте привёл к тому, что вместо одного жандарма на станции Лихая появился целый линейный отдел милиции.


От карточных катал до футбольных фанатов

Сейчас отдел транспортной полиции станции Лихая обслуживает 670 км железной дороги, 400 км судоходного фарватера, 18 станций. Конечно, лихие атаманы со своими ватагами уже не устраивают налёты на поезда, но на смену им пришли другие угрозы.
«Сегодня, особенно в летнее время, когда множество людей едет на юг, мы сталкиваемся с мелким хулиганством, кражами, пьяными дебоширами. Бывают проблемы и с футбольными фанатами, следующими на матчи своих команд в Ростов или Краснодар», – поясняет Михаил Смагин.

Виды преступлений меняются от десятилетия к десятилетию, в полном соответствии с окружающей реальностью.
«В 80-х годах бичом пассажирских поездов были карточные каталы. Бывало, что по пути к морю люди проигрывали не только все сбережения, но и одежду. Причём найти преступников было непросто. Вышел он на безлюдной станции, и ищи его», – вспоминает подполковник милиции в отставке Сергей Лазаренко.

Настоящей проблемой для лиховских милиционеров 30 лет назад были хищения грузов. Неподалёку располагался центр распределения импортных товаров. Сюда по железной дороге поступал самый разный импорт и после сортировки отправлялся дальше в глубь России. Железнодорожная ветка была однопутной, поезда простаивали, лихие люди не упускали возможности поживиться. Тащили всё – обувь, одежду, холодильники, бытовую технику.

Однажды милиционеры обнаружили очередной вскрытый вагон с импортными женскими сапогами. Начали обходить территорию и нашли схрон. Преступники не смогли сразу утащить украденное и на время добычу спрятали в степи. Организовали засаду. К ночи воришки появились – прибыли с Украины на очередном грузовом поезде. Тут-то их и взяли. И таких случаев было десятки, если не сотни.

Тогда же в 80-х пришлось брать группировку, которая грабила поезда в промышленных масштабах. Вскрывали контейнеры и увозили добычу на нескольких «КамАЗах», прямо как во времена атамана Лихачёва, разве что без стрельбы и сабельной рубки.


Как дебоширят пенсионерки

«Бывают и смешные ситуации в нашей работе. Как-то сообщили о дебоширах в поезде. Было около четырёх утра, заходим в вагон и видим – «дебоширят» бабушки, лет по 80. Немного перебрали вина и решили песни петь. Естественно, снимать с поезда весёлых пенсионерок не стали. Лишь пожурили, они и угомонились», – рассказывает заместитель командира взвода ППС лейтенант полиции Александр Листопадов.

Впрочем, полицейские на вокзале не только присматривают за порядком, но часто «работают» гидами для приезжих. Объяснят, как добраться до того или иного места в Лихой, каким транспортом воспользоваться, подскажут, когда ближайшая электричка.
«Времена лихачёвых прошли, шансов ограбить «императорский поезд» сегодня в Лихой нет», – бросают на прощание младшие сержанты Антон и Валентин и отправляются нарезать очередной круг по территории станции.

Игорь Евдокимов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв