21 ноября 2018 11:45

Достигая высокой эффективности

Ефим Розенберг, первый заместитель генерального директора АО «НИИАС», доктор технических наук, профессор

Во время чемпионата мира по футболу – 2018 поезда «Ласточка» на Московском центральном кольце (МЦК) перевезли порядка 11 млн пассажиров. За несколько часов до и после матчей выдерживался минимальный, пятиминутный интервал движения между «Ласточками». Всего за два года эксплуатации комбинированной транспортной системы было перевезено свыше 220 млн пассажиров. В ОАО «РЖД», предвидя дальнейший рост пассажиропотока на МЦК, внедряют технологические решения, которые позволят обеспечить трёхминутный интервал движения поездов в полностью автоматическом режиме.

Столь высокая интенсивность движения стала возможной благодаря внедрённой на МЦК комплексной системе интервального регулирования движения поездов. Впервые разработанная и прошедшая опытную эксплуатацию на транспортной инфраструктуре зимней Олимпиады в Сочи система получила новое развитие на Московском центральном кольце, доказав полное соответствие основным целям внедрения инновационных технологий в управление перевозочным процессом.

На Московском центральном кольце применяется разработанная АО «НИИАС» интегрированная технология управления движением на базе автоматизации диспетчерского управления АСУ МЦК и интервального регулирования с использованием рельсовых цепей с подвижными блок-участками. Комплекс позволяет организовать движение поездов с интервалом, почти как в метрополитене, с гарантированным обеспечением безопасности.

Эта система является очередным этапом в развитии сложных технико-технологических решений для российских железных дорог, одним из элементов цифровой железной дороги. Интервальное регулирование представляет собой наиболее эффективный способ организации движения поездов, особенно в условиях высокой интенсивности. Актуальность внедрения таких систем не только на МЦК, но и на линиях с высоким грузовым и пассажирским движением существенно возрастает в настоящее время, когда формируются новые транспортно-логистические схемы Восток – Запад, а российские железные дороги вступили в эпоху цифровизации.

Раньше перед отраслевыми учёными и конструкторами стояла другая задача – обеспечить простоту и низкую стоимость инфраструктурных проектов. Десятилетиями использовалась светофорная система, отвечавшая за безопасность движения поездов. Сегодня уровень развития технических средств железнодорожной автоматики, диспетчерского управления позволяет сократить интервал движения между поездами в попутном следовании, при этом количество сбоев равно нулю. Белого огня (отсутствия информации для корректной работы системы) на локомотиве нет.

Опыт эксплуатации систем интервального регулирования помог выработать требования к системам автоматики при интенсивном движении. Уменьшение интервалов поездов попутного следования за счёт применения подвижных блок-участков потребовало существенного расширения передаваемой на борт информации о состоянии впереди лежащего маршрута следования, в том числе на станциях. Отдельно стояла задача исключить проезды маневровых сигналов. Переход на электронные карты маршрутов движения с использованием высокоточной координатной системы с дифференциальными поправками позволит достичь устойчивости графика движения и энергоэффективности при ведении поездов. Это даст возможность не только сократить потери поездо-часов, но и повысить производительность работы железнодорожного транспорта.

Комплексная система, управляющая производственными процессами в реальном масштабе времени, позволяющая осуществлять планирование и текущее регулирование деятельности железнодорожной отрасли, создаётся на принципах системной интеграции современных информационных и телекоммуникационных технологий, методологии искусственного интеллекта и экспертных систем, инновационных разработок в моделировании и регулировании транспортных потоков.

На основе автоматического построения диспетчерских расписаний, установления приоритетов движения поездов и учёта интересов всех участников перевозочного процесса можно будет реализовать современные логистические продукты. При этом требуется новая технология управления движением при сближении поездов и отсутствии светофоров на пути. Для её разработки необходимо создавать проектные группы научных институтов вместе с дорожными специалистами, выделять опытные полигоны и показывать эффективность технологии.

Концепция развития ОАО «РЖД» до 2030 года предусматривает внедрение на основных линиях беспилотного движения. Уже сегодня успешно работают её элементы в системе движения маневровых локомотивов без машиниста. Уровень разработок РЖД по данному направлению выше, чем у зарубежных фирм.

Внедрение проекта «Цифровая железная дорога» однозначно потребует внесения изменений в Правила технической эксплуатации. Опыт соблюдения устойчивого графика движения поездов на МЦК убедительно показывает необходимость корректировки Правил при внедрении нового поколения систем управления. Это только часть тех задач, которые необходимо решить и над которыми работают специалисты НИИАСа. Но уже сегодня без решения этих задач невозможно добиться стратегических целей освоения возрастающих объёмов грузовых и пассажирских перевозок.


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Выбор редакции

Летний призыв