21 сентября 2018 11:43

Материальный интерес

Внедрение профстандартов и повышение МРОТ требуют совершенствования корпоративной системы оплаты труда.
По итогам шести месяцев 2018 года заработная плата в ОАО «РЖД» выросла на 11,8% к аналогичному периоду прошлого года и составила 54 856 руб. В реальном исчислении с учётом инфляции она увеличилась на 9,3%. Соотношение зарплаты работников ОАО «РЖД» и среднемесячной зарплаты по РФ составило 1,29, то есть по сравнению с общероссийским уровнем заработная плата в компании в среднем выше на 29%.

Ориентир, обозначенный в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года, – довести показатель до 1,35. Проект методики этого соотношения представил участникам школы передового опыта «Изучение эффективности методов организации и оплаты труда ОАО «РЖД» заведующий кафедрой «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Илья Епишкин.
«Ряд факторов, таких как уровень квалификации работников, климатические и региональные особенности труда, уровень ответственности за безопасность, условия труда, предполагают, что зарплата железнодорожников должна быть выше медианы по рынку труда. Чтобы понять «насколько выше», требуется научный подход, чем мы сейчас и занимаемся», – отметил Илья Епишкин.

Методику планируется доработать до конца этого года.

Сохранить конкурентоспособный уровень оплаты труда можно при условии повышения эффективности деятельности компании. Но корпоративная система оплаты труда (КСОТ) сама по себе нуждается в актуализации, что обусловлено, к примеру, профессиональными стандартами.

Профстандартами, внедрение которых нужно завершить не позднее 1 января 2020 года, предусмотрено 9 уровней квалификации, определяющих требования к работникам в зависимости от полномочий и ответственности. И если в отношении руководителей, специалистов и служащих компании, оплата труда которых осуществляется по должностным окладам, можно сохранить существующий подход, то с рабочими ситуация сложнее. Часовые тарифные ставки, по которым оплачивается труд рабочих, соответствуют разрядам работ, которые не всегда учитывают уровни квалификации, предусмотренные профессиональными стандартами. Способ решения этой проблемы предложила начальник отдела организации и оплаты труда Южно-Уральской дороги Людмила Торцева.

Ещё одна задача – повышение удельного веса гарантированной (тарифной) части заработной платы рабочих. В 2018 году в России увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), с 1 мая 2018 года он составляет 11 163 руб. По закону зарплата не может быть меньше МРОТ. Тем, у кого зарплата «не дотягивает» (как правило, это рабочие первого уровня оплаты труда, не задействованные в перевозочном процессе), компания обязана производить доплату.

К примеру, в Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции по тепловодоснабжению и Центральной дирекции пассажирских обустройств по первому уровню оплачивается 17 092 работника, из них в зоне риска (у кого тарифная ставка меньше МРОТ) более 6,6 тыс. человек.

Как можно перевести их на второй уровень оплаты без увеличения фонда оплаты труда, за счёт пересмотра структуры зарплаты и штатного расписания, рассказала начальник отдела организации и оплаты труда Центральной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» (ЦДТВ) Элеонора Евсеева.

Совершенствуя систему мотивации персонала, инженеры по труду анализируют влияние установленных показателей премирования на выполнение ключевых показателей деятельности (КПД). Чтобы объективно оценить эффективность системы материальной мотивации работников ОАО «РЖД», в ЦЗТ взялись за создание мотивационной модели компании. «С её помощью мы увидим, все ли трудовые функции и работники охвачены премированием, сколько средств приходится на выполнение того или иного показателя деятельности; насколько мотивированы работники на выполнение задач», – говорит заместитель начальника отдела организации материальной мотивации работников ЦЗТ Елена Кузьмина.

Реализация модели будет проходить в три этапа. На первом предстоит декомпозировать КПД в показатели текущего премирования; на втором – в перечень производственных упущений; на третьем – в показатели дополнительного премирования. На выходе инженеры по труду должны получить автоматизированный визуализированный отчёт, где будут представлены все КПД и влияющие на их выполнение показатели премирования в разрезе филиалов, региональных дирекций и должностей.
«Важно, чтобы все идеи и предложения, направленные на повышение эффективности производственных процессов и совершенствование системы мотивации работников, нашли своё отражение в нормативных документах компании», – подчеркнул начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин, подводя итоги работы школы.

Елена Александрова

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Гость 12.09.2018 07:12:04
КСОТ давно нуждается в актуализации! Не понятно, как в компании, где основная деятельность связана с железнодорожными перевозками, оклады работников непосредственно связанных с движением меньше, чем оклады у работников не связанных с движением. То же самое и с премированием. И на должностях связанных с движением (на линии) работают работники с профильным образованием и выполняют сложную и психологическом и эмоциональном плане работу, а работники не связанные с движением поголовно "свои да наши" не имеющие не то что профильного образования, образование даже рядом с железной дорогой не стояло. Кадровики все без профильного образования, сидят жены, дочки, внучки, ни с каким вопросом не подойдешь, ни чего не знают не понимают и не хотят знать. Сплошное хамло и неуважение.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30