22 ноября 2018 13:27

Трудовые резервы

В компании практикуют новые подходы и инструменты для повышения продуктивности работников

В гонку за минимизацией издержек включаются всё больше предприятий и компаний, желающих подняться на новую ступень развития. Какие сценарии применимы к решению задач по оптимизации производственных процессов, где «зарыты» резервы для повышения эффективности и заработной платы работников компании – соответствующие проекты представили и обсудили участники школы передового опыта «Изучение эффективности методов организации и оплаты труда в филиалах ОАО «РЖД», которая прошла в Калининграде в конце августа.
Повышая производительность труда, бизнес в основном придерживается двух курсов – техническое перевооружение и совершенствование системы управления трудовыми ресурсами. Инженеры по организации и нормированию труда, решая задачу повышения эффективности, должны не просто не отставать от инженерного блока, а думать быстрее и смотреть шире. «При разработке дорожных карт в сфере улучшения использования трудовых ресурсов не ограничивайте себя рамками компании, смотрите на задачи в масштабах холдинга и отрасли», – заметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, выступая перед участниками школы.

В компании применяется комплексный подход к росту производительности труда. Работа ведётся по трём основным направлениям: пересмотр нормативной базы и снятие административных барьеров, внедрение новой техники и технологий, реинжиниринг производственных процессов на основе его пооперационного анализа.

С 2016 по 2018 год отменено 210 устаревших актов МПС и пересмотрено 157 нормативных документов ОАО «РЖД», ограничивающих возможности роста производительности труда. Результатом этого станет значительное снижение нормативной численности персонала компании.

Техническое перевооружение и необходимость фундаментальной модификации бизнес-процессов поднимает работу инженеров по организации и нормированию труда компании на качественно новый уровень.
«Трудовики должны стать локомотивом этих преобразований, – уверен первый заместитель Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров. – Кому, как не нам, при анализе производственных и организационно-управленческих процессов задумываться о технологиях, которые используются в компании, переосмысливать их с точки зрения эффективности и целесообразности, и выдвигать предложения по части оптимизации».

Центром моделирования бизнес-процессов, который был создан приказом генерального директора ОАО «РЖД» в июне этого года, в компании определено 34 процесса верхнего уровня и до 30 тыс. процессов более мелкого порядка. Из перечня наиболее трудоёмких ключевых производственных процессов для дальнейшего реинжиниринга выделено 87 процессов с общим охватом задействованных работников более 430 тыс. человек. Для 75 процессов уже сформированы предложения по оптимизации, среди них изменение периодичности или исключение излишних операций, внедрение высокопроизводительного автоматизированного оборудования и инструмента, применение инновационных материалов.

На поиске резервов для повышения производительности труда сосредоточена и деятельность центров повышения эффективности труда персонала, созданных на Куйбышевской и Свердловской железных дорогах немногим более полугода назад. Результатом командной работы инженеров по труду и технологов уже стали 28 проектов, в основе которых лежат глубокие пооперационные исследования производственных процессов. Прогнозируемый эффект оптимизации численности от их реализации по двум дорогам – свыше 1,7 тыс. человек. «Эти проекты не то чтобы наши, идеи и раньше кем-то высказывались и выдвигались, но не воплотились в реальный результат, – рассказывает начальник Центра повышения эффективности труда персонала Куйбышевской дороги Андрей Белов. – Образно работу центра можно представить так: люди говорят, что в этом лесу есть грибы, но по каким-то причинам они за ними не идут, тогда туда идём мы, поднимаем листочки и находим эти грибы».

В вопросах оптимизации технологических процессов, особенно на стыке деятельности различных хозяйств, никак не обойтись без активного взаимодействия дорог с функциональными филиалами.
«С созданием центров можно реализовывать проекты «под ключ» – от зарождения идеи и теоретического и экономического обоснования до выдачи предложений исполнителям, – рассказывает Андрей Белов. – Мы не подменяем функционал центральных дирекций, мы говорим о возможностях. Проведя исследование, мы понимаем, что возможно увеличить месячную норму обслуживания вагона-дефектоскопа до 3 тыс. км, но при определённых условиях и действиях. Если дирекции соглашаются, мы предлагаем под нашей эгидой реализовывать эти проекты – в основном чтобы решать проблемы в межфилиальном взаимодействии».

В настоящее время проект распоряжения об опытной эксплуатации вагона-дефектоскопа в соответствии с новой нормативной инструкцией проходит согласование в Центральной дирекции инфраструктуры.

Между тем резерв мероприятий, направленных на совершенствование техпроцессов и организации труда, которые не требовали бы финансовых вложений, в целом исчерпан. Об этом сообщил начальник службы организации и оплаты труда Свердловской железной дороги Михаил Сазонов, обобщая полугодовую деятельность Центра повышения эффективности труда персонала на СвЖД.

Проекты, разработанные экспертами центра, в большинстве своём требуют пусть небольших, но инвестиционных вложений. Среди них и проект «Перевод железнодорожных переездов на малолюдные технологии за счёт централизации и автоматизации функции наблюдения».
«В настоящее время мы работаем над тем, чтобы проект попал в план научно-технического развития. Суть проекта в автоматизации функций дежурного по переезду. То есть автоматическое закрытие переезда при приближении поезда, наблюдение за автотранспортом, подача сигнала остановки поездам при аварийной ситуации на переезде. Для проработки идеи требуются инвестиции. Поэтому наше предложение – создать механизм финансирования проектов, разработанных центрами повышения эффективности труда персонала, к примеру инвестиционный бюджет начальника железной дороги. Кроме прочей пользы это поднимет престиж центров», – считает Михаил Сазонов.

Центры повышения эффективности труда персонала станут «краеугольным камнем» целевой модели организационной структуры системы управления эффективностью труда персонала компании и начиная с 2019 года планируются к созданию на полигонах всех дорог.
«У нас нет иного пути, – резюмировал Андрей Тихомиров. – С учётом параметров Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, а именно прогнозируемого увеличения объёмов работ и заданных темпов роста производительности труда не менее 5%, поиск резервов для максимально эффективного использования трудовых ресурсов становится не просто объективной необходимостью, а условием социально-экономической устойчивости и конкурентоспособности компании. По итогам первого полугодия 2018 года производительность труда в компании увеличилась на 6,5% (при плановом годовом задании 5,7% к уровню 2017 года), из них 4,4% – благодаря росту объёмов работы, 2,1% – за счёт внедрения новых технологий и техники, а значит, изменения потребности в персонале, занятого на перевозках.

Но какой бы ни была технико-технологическая оснащённость производства, на повестке дня всегда будет стоять вопрос сокращения издержек. Находить резервы для роста продуктивности позволяет нормирование труда.
«Определение меры труда и правильное распределение трудовых функций работников гарантирует оперативную и объективную оценку потребностей в персонале для выполнения заданного объёма работ», – считает начальник отдела организации и нормирования труда Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» (ЦЗТ) Ирина Хромова.

Между тем производственная среда трансформируется: внедряется новая техника, меняется содержание труда, повышаются квалификационные требования, появляются новые профессии.
«Всё это заставляет нас пересматривать не только сами нормы, но и методологию нормирования, – отмечает Ирина Хромова. – Достоверность и точность норм затрат труда, разработанных с использованием современных технологий и объективных методов оценки и анализа, обеспечивают корректный расчёт нормативной численности, что позволяет содержать оптимальный контингент работников в соответствии с техническим и технологическим развитием производства и достигнутым уровнем организации труда».

Критерии оценки качества норм и в целом работы по нормированию отражены в Концепции нормирования труда в организациях, входящих в холдинг «РЖД». Документ, определяющий единые принципы и правила нормирования труда в периметре холдинга, планируется утвердить до конца года.
«Необходимо, чтобы компания и дочерние общества двигались в одном направлении, использовали одни и те же современные методы и принципы создания норм и оценки труда на всех уровнях управления холдинга и при этом эффективно взаимодействовали. Поэтому и была разработана концепция», – пояснил начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин.

До конца года планируется обновить и Положение о системе нормирования труда в ОАО «РЖД». Обновления обусловлены, среди прочего, изменениями технического уклада – ускоренной автоматизацией и роботизацией производства, внедрением систем искусственного интеллекта. В новом положении, к примеру, предусмотрена оценка затрат времени на работу, выполненную автоматически рабочими органами машины (механизмами) или интеллектуальными робототехническими комплексами. То есть трудовики компании уже готовы нормировать труд не только человека, но и робота.

Чтобы обеспечить точность и достоверность расчётов норм труда и при этом оптимизировать свой собственный, инженеры по организации и нормированию труда совершенствуются в методах и ищут новые инструменты. Одним из таких инструментов становится цифровая видеокамера.

В компании уже используется цифровая видеосъёмка в исследованиях по изучению затрат рабочего времени и производственных процессов, но пока лишь точечно. Информация о порядке и способах её проведения в структурных подразделениях содержится в «Рекомендациях по изучению затрат рабочего времени методом видеосъёмки. Часть 1. Организация работы», утверждённых распоряжением ОАО «РЖД» в июле этого года.
«Метод цифровой видеосъёмки – это точная фиксация всего производственного процесса и возможность определить его узкие места, – говорит заместитель начальника отдела организации труда в сфере управления движением Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» (ЦОТЭН) Геннадий Орлов. – Возможность демонстрации и многократного анализа видеоданных одного и того же процесса обеспечивает при их расшифровке наиболее точное позиционирование временных параметров трудовых действий, исключая все непроизводительные затраты и потери рабочего времени, искусственно завышающие нормативную численность работников».

Расшифровка видеоданных может выполняться в любое время любым независимым экспертом другого структурного подразделения или филиала ОАО «РЖД», что обеспечивает объективность и достоверность информации.

Полученные в результате расшифровки видеоданных временные значения затрат труда заносятся в Единую систему управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР), в подсистему АС ФРД (Автоматизированная система Фотография рабочего дня). По этим результатам уже сегодня можно автоматически спроектировать норму времени: по среднему значению, по лучшему работнику, по лучшему из лучших работников (бенчмаркинг). Планы на ближайшее будущее – автоматизация расшифровки видеоданных и интеграции результатов в ЕК АСУТР, а также возможность расшифровки с помощью голосовых команд на звуковой дорожке видеофайла.

В трёхлетней перспективе метод цифровой видеосъёмки для исследования затрат рабочего времени планируется массово распространить на всю сеть. Для этого потребуется оснастить структурные подразделения филиалов компании цифровыми камерами и соответствующим программным обеспечением, создать электронное хранилище видеоданных и, что немаловажно, обучить специалистов по труду новому инструменту исследований.

Ольга Лариохина



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Выбор редакции

Летний призыв