18 сентября 2018 14:29

Практиканты освоили «Ласточку»

Московская дирекция скоростного сообщения выстраивает взаимоотношения с железнодорожными колледжами

Чуть больше недели назад завершилась производственная практика для 10 третьекурсников Колледжа железнодорожного и городского транспорта (ГБПОУ КЖГТ) в Московской дирекции скоростного сообщения (МДОСС).
В июне имелись определённые сомнения относительно того, насколько студенты готовы выдержать столь серьёзную нагрузку.

Сеть маршрутов, обслуживаемых, например, электропоездами «Ласточка», продолжает расти. Они постепенно заменяют и обычные электрички, и поезда дальнего следования. Происходящие процессы требуют от МДОСС увеличения количества локомотивных бригад. Проблему кадров здесь, как считает заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам Михаил Комулайнен, пока ещё нельзя назвать острой (с открытием МЦК для работы на данном объекте было подготовлено около 400 машинистов и помощников машинистов). Но если не заняться её решением сегодня, то вскоре она перейдёт в разряд трудноразрешимых.
– Чтобы подготовить помощника машиниста, нужно 2–3 года, – замечает заместитель начальника дирекции. – На подготовку машиниста из хорошего помощника уйдёт примерно столько же времени.

Сегодня, как и прежде, производственную практику в локомотивных и моторвагонных депо проходит в значительном количестве «плавающий» контингент, как иногда называют здесь студентов транспортных вузов и колледжей. Многих из этих ребят по сути никто практическим навыкам не обучает. Нет смысла, говорят машинисты. Студенты и практиканты – сегодня они есть, а завтра уйдут в поисках лучшего места.

В мае, о чём «Московский железнодорожник» сообщал, был заключён договор между сторонами о сотрудничестве. Помимо прочего, в нём оговаривалась соответствующая подготовка специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе и через проведение производственной практики студентов в должности «помощник машиниста электропоезда «Ласточка». А с наступлением сентября можно говорить о его первых результатах.

Теперь уже четверокурсник колледжа (обучается по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог») Антон Антипов был одним из тех 10 студентов ГБПОУ КЖГТ, кто проходил трёхмесячную производственную практику в дирекции.

Практика, как рассказывает Антон, с самого начала и до завершения проходила на МЦК. По мере того как «Ласточки» наматывали на кольце круг за кругом, участвовавший в управлении составами начинающий помощник машиниста Антипов должен был соблюдать регламент переговоров, следить за показаниями приборов безопасности, состоянием электропоезда. Машинисты второго класса Валерий Ермоленко, Дмитрий Базыко, два Александра – Жуков и Квасов (о всех Антон отзывается с особой благодарностью) давали наглядные уроки вождения. Например, как правильно осуществлять привязку электропоезда к инфраструктуре, когда расположение каждого относящегося к ней объекта фиксируется с точностью до метра, попутно отображаются расстояние до светофора, количество рельсовых цепей до идущего впереди локомотива. Отдельного внимания заслуживает регламент на все случаи поездки, ознакомлению с которым практиканта тоже нашлось время с чёткими указаниями, как правильно вести себя локомотивной бригаде в нестандартных ситуациях – от поломок, возникших на перегоне, до обнаружения зацеперов.

Попасть просто так, «с улицы», в этот «отряд космонавтов» даже при значительной потребности МЦК в машинистах и помощниках машинистов, по мнению Антона, маловероятно. Пока он только сделал первое погружение в их трудовую жизнь. Упустить свой шанс влиться в это сообщество по окончании учебного заведения было бы непростительным промахом – в этом, помимо собеседника, убеждены и сокурсники Антона – Денис Акиньшин, Владимир Камнев, другие ребята, прошедшие трудовой семестр в МДОСС.

Михаил Комулайнен, говоря о результатах такого сотрудничества, оценивает его, как перспективное. Поначалу к решению о прохождении студентами ГБПОУ КЖГТ производственной практики на предприятии его руководство относилось, как к эксперименту. Трёх летних месяцев вполне хватило, чтобы убедиться в его эффективности. Достаточно сказать, что каждый из опекавших ребят машинистов в разговоре с руководителем кадровой службы дирекции высказался «за» – чтобы по окончании учёбы в колледже зачислить всех без исключения практикантов в штат предприятия.
– Безусловно, – замечает Михаил Комулайнен, – этот момент мы возьмём на заметку. Но в свою очередь хотим пойти дальше. У нас с руководством колледжа уже есть предварительная договорённость о создании круглогодичного студенческого отряда из числа ребят, осваивающих профессию помощника машиниста электропоезда на МЦК.

При этом собеседник поясняет, что подобный проект был успешно апробирован ещё в 1986 году в Ленинграде, когда ЛИИЖТ (теперь – Петербургский государственный университет путей сообщения) на базе моторвагонного депо Ленинград-Пассажирский-Финляндский Октябрьской железной дороги организовал студенческий отряд «Ладога». Он потом долгое время был хорошим примером взаимовыгодной связи учебного процесса с производством. А для нынешних стройотрядовцев участие в аналогичном проекте обернётся возможностью почувствовать, что такое «Московская кругосветка», какое место на этом объекте отводится трудовой дисциплине. С непосредственным участием стройотрядовцев планируется проведение дней технического обучения – такие мероприятия практикуются в МДОСС с помощниками машинистов.

Вступая в тесные контакты с учебным заведением, Московская дирекция скоростного сообщения отнюдь не собирается ограничивать рамки складывающихся взаимоотношений несколькими проектами. В ближайшей перспективе – и передача дирекцией в распоряжение ГБПОУ КЖГТ разработанных специалистами предприятия программ обучения для членов локомотивных бригад и помощь в приобретении необходимых тренажёров для обучения специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».

Целый пакет разработок для взаимного сотрудничества готовит и руководство колледжа. Как рассказал исполняющий обязанности заместителя директора по содержанию образования ГБПОУ КЖГТ Иван Казандаев, уже в ближайшее время руководством этого учебного заведения запланировано создание специальной кафедры на базе дирекции, которая позволила бы сторонам наладить совместный учебный процесс. Другое новшество – набор в колледж новых студенческих групп из числа девятиклассников. Пришедшие после восьмого класса в ГБПОУ КЖГТ 44 вчерашних школьника уже прошли собеседование, тестирование по общеобразовательным дисциплинам.

Осенью 2017 года Московской дирекцией скоростного сообщения были приняты на работу 5 выпускников колледжа.
– Сейчас по предложению руководства этого учебного заведения, – заключает руководитель кадровой службы МДОСС, – мы приняли ещё 15 человек из числа выпускников и ребят, отслуживших в Вооружённых силах. По сути, на настоящий момент идёт раскрутка маховика, способствующего решению кадровых проблем в дирекции. Наверняка нами будут востребованы выпускники и других учебных заведений. Для их квалифицированной подготовки мы готовим новые проекты.

Владимир Горелкин
Фото автора



Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30