13 ноября 2018 09:49

Круглосуточная профессия

Работа приёмосдатчика становится всё более привлекательной и конкурентоспособной

Информационные технологии и электронный обмен документов стали неотъемлемыми частями повседневной работы приёмосдатчиков столичной магистрали.
О секретах профессионального мастерства в этой сложной и многогранной рабочей профессии обозревателю «Московского железнодорожника» перед сменой рассказала одна из лучших и наиболее опытных приёмосдатчиков и наставников станции Лобня и всего Московско-Смоленского центра организации работы железнодорожных станций Лидия Мясникова. Более 16 лет Лидия Николаевна, потомственная железнодорожница, товаровед по базовому образованию, приёмосдатчик высшего шестого разряда, принимает и оформляет грузы на крупной подмосковной станции. На её глазах монотонная, казалось бы, профессия приёмосдатчика на железной дороге существенно преобразилась, получила новое интеллектуальное качество и засверкала привлекательными яркими красками.

Основное содержание деятельности приёмосдатчика – добывать деньги для железной дороги. Функционал состоит, в частности, в подготовке первичной документации для взыскания всех причитающихся платежей от грузовладельцев в пользу РЖД. На основании этой, безупречно точной и выверенной с точки зрения нормативной базы документации и происходит списание агентами Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания денежных средств со счетов клиентов. Приёмосдатчики напрямую работают с грузовладельцами, оповещают их о прибытии вагонов, о предстоящей подаче или уборке вагонов, о необходимости явиться на станцию для подписания первичных документов. Приёмосдатчики оформляют акты и памятки на подачу и уборку вагонов.

Во всех этих операциях приёмосдатчик должен следовать корпоративной этике и сочетать в себе качества супервайзера, опытного хозяйственника и дипломата: быть предельно бдительным, детально знать нормативные документы и грамотно интерпретировать их применительно к конкретной ситуации, быть доброжелательным и приятным в общении человеком. Но в то же время проявлять твёрдость и настойчивость во взаимодействии с грузовладельцами, ни в коем случае не допуская потерь в доходах ОАО «РЖД». То есть уметь отстоять интересы железной дороги, но вместе с тем стараться избегать конфликтов, ладить с контрагентами, памятуя о том, насколько ценны и важны для Московской магистрали взаимовыгодные отношения с клиентами.

Читатели, вероятно, удивятся, узнав о том, что приёмосдатчик наших дней в какой-то степени является и «секретоносителем» – владея информацией о доставке тех или иных грузов, он не должен разглашать служебную информацию и обязан хранить коммерческую тайну.
– Работа приёмосдатчика по приёму груза обычно начинается «на высоте» – с выхода в касках и жилетах на пути станции и на смотровую вышку, откуда проводится визуальный осмотр гружёных вагонов в коммерческом отношении, – рассказывает Лидия Мясникова. – На железнодорожных путях необщего пользования, где нет контактного провода, осмотр происходит непосредственно вдоль путей, на которых находится состав. Работа на путях необщего пользования включает в себя осмотр вагонов перед подачей под выгрузку или погрузку, перед и после погрузки, гружёных и порожних вагонов перед отправлением.

Специфика станции Лобня состоит в том, что львиная доля выгрузки приходится на нефтеналивные грузы в цистернах. Этот груз относится к классу опасных. А порожние вагоны из-под нефтеналива ещё опаснее, чем гружёные: там концентрируются легковоспламеняющиеся и взрывоопасные пары. Поэтому на вагонах отправителями закрепляются специальные аварийные карточки и знаки опасности ООН. В карточках написано, как не допустить пожара и какие меры принимать в чрезвычайной ситуации. Станция находится в центре густонаселённого города, поэтому меры предосторожности здесь особенно важны для обеспечения безопасности. Обо всех нештатных ситуациях приёмосдатчик незамедлительно информирует дежурного по станции и начальника предприятия.

Чёткое соблюдение правил технической эксплуатации, инструкций, устава, приказов и распоряжений, других нормативных документов – залог безаварийной работы. Профилактика – лучшее средство против ЧП, и за все 16 лет качественного труда Лидии Мясниковой приёмосдатчиком в Лобне ничего экстраординарного с грузами не случалось.
– Чрезвычайно важные качества успешного приёмосдатчика – бдительность, сообразительность, своевременность и быстрота реакции, цепкая память, основательный склад ума, концентрация на объекте, общая оперативность мышления и действия, – продолжает Лидия Николаевна. – Замедленным, нерасторопным, невнимательным, поверхностным людям эта работа строго противопоказана. Ошибка приёмосдатчика обходится станции и дороге очень дорого – потерей доходов и ущербом для безопасности движения поездов.

Приёмосдатчики отвечают также за сохранность вагонного парка, за перевозку отправляемых грузов в соответствии с нормативными документами, техническими условиями, с правильным размещением и креплением груза в вагоне. Чтобы приёмосдатчики могли лично удостовериться в этом в любую, даже самую студёную погоду, их обеспечивают спец-одеждой для выхода на пути: касками, плащами, тулупами, телогрейками, резиновыми сапогами, валенками, шапками, варежками, рукавицами. Всё это на станции Лобня в наличии есть, и запасы регулярно проверяются в ходе подготовки к зиме.

За последние пару лет технология работы приёмосдатчика на Московской магистрали значительно усовершенствовалась и теперь идёт в ногу с цифровой эпохой. Функции тоже расширились, а зарплата приёмосдатчиков на МЖД, рассказывает мне заместитель начальника станции Лобня Павел Савилов, в среднем составляет около 35 тыс. руб. Это привлекательная, конкурентоспособная профессия.

Ещё недавно многие документы приёмосдатчиками заполнялись вручную. Ныне в повседневную деятельность профессионалов груза и багажа властно вошли информационные технологии. Хотя сетевое обеспечение ещё необходимо усилить: компьютеры от обилия информации нередко «зависают», быстродействие их оставляет желать лучшего. Но уже общепринятыми стали электронный обмен документов, электронная цифровая подпись. Грузополучатели теперь через систему ЭТРАН получают расчёты и рекомендации по оплате, подписывают бумаги прямо у себя в офисах. Поэтому оперативность обработки документации приёмосдатчиками повысилась. На станции Лобня они уверенно освоили новые компьютерные программы по поездам, отставленным от движения (по коду 01 – так называемым «брошенным» по вине грузовладельцев поездам). Благодаря усовершенствованной программе по начислению и взысканию платежей по коду 01 обработка документации, если компьютер не «тормозит», занимает считанные минуты, хотя раньше на это уходило 2–3 часа.

Помогают приёмосдатчикам в повышении квалификации ежеквартальная техническая учёба в классе на станции Бескудниково и ежемесячные занятия на станции Лобня с последующими тестированием на компьютере и аттестацией. На техучёбу, которую контролирует начальник станции Илья Логинов, каждый приёмосдатчик должен потратить в квартал три дня в свободное от работы время. А иначе никак. Отставать в знаниях ни в коем случае нельзя: ведь клиенты с каждым годом становятся всё более подкованными в нормативной базе, у каждой компании есть свой юридический отдел, – чтобы вести с ними переговоры на равных приёмосдатчику железной дороги нужны расширенные знания, компетентность и эрудиция.

Грузопоток на станции Лобня за последние годы увеличился, грузовладельцы желают бесперебойно получать вагоны, а ёмкость станции, принимающей региональные экспрессы и работающей в стеснённых условиях обступившего её со всех сторон города, ещё только предстоит увеличить. С ростом объёмов грузовой работы число приёмосдатчиков в Лобне тоже стало больше, их уже 13, и Лидия Мясникова активно востребована как наставник, она передаёт молодёжи свой большой опыт и знания. Сама недавно окончила курсы повышения квалификации РГУПС. Старший приёмосдатчик ведёт претензионную работу, занимается розыском вагонов, не прибывших на станцию, расследует случаи несохранных перевозок, составляет связанную с этим документацию.

Многолетняя качественная работа на столь ответственном участке требует надёжного тыла. Дома у Лидии Николаевны семья, супруг Владимир работает в аэропорту Шереметьево, сыновья Сергей и Алексей окончили МИИТ, трудятся в компаниях, связанных с железной дорогой.

…Но вот начинается новая смена. На смотровую вышку бдительным и зорким людям в касках надо подниматься в любую погоду – и в летний зной, и в зимнюю стужу. И днём, и ночью. Ведь приёмосдатчик – профессия круглосуточная.

Игорь Ленский
Фото автора

 


Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений:

Защита от автоматических сообщений

Гость 06.09.2018 21:31:43
Только зарплата не конкурентоспособная
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Выбор редакции

Летний призыв